В объективе - война

Советские военные корреспонденты не раз смотрели в лицо смерти, иногда чудом выбираясь из самых безвыходных ситуаций. Ходу Великой отечественной войны глазами советских военных корреспондентов посвящается данный материал.

Фотография-пропаганда

Автор: Владимир Юдин, 1945 г. Из цикла «Освенцим»

Работа фотокорреспондента конечно важна в мирное время, но в военные годы фоторепортажи стали ключевым жанром, особенно в Советском Союзе. С начала 1930-х годов фотография превратилась в один из важнейших инструментов классовой борьбы и пропаганды. В первую очередь это относится к репортажной фотографии, главный признак которой – её документальность.

Советская репортажная фотография периода Великой Отечественной войны не ограничивалась строго рамками решения информационной задачи. Должны были получиться фотографии-клятвы, порождающие чувство справедливой ненависти и гнева по отношению к врагу. Снимки должны были показывать героев, образцы для подражания. С соответствующими комментариями, такие фотографии должны были воодушевлять советского воина на борьбу с супостатом.

Пожалуй, многие из нас знают снимок «Комбат» Макса Альперта и «Таня» Сергея Струнникова, в которой позже опознали Зою Космодемьянскую. Это самые яркие из образов-героев. Конечно же, мы видели такие снимки, как «Горе» Дмитрия Бальтерманца, «Политрук продолжает бой» Ивана Шагина и «Знамя Победы над Рейхстагом» Евгения Халдея. Последняя фотография стала абсолютным символом в коллективной памяти народов, который олицетворяет поражение фашисткой Германии и победу Красной Армии.

Репортёры тех лет считали, что удачный снимок – это всё равно что выстрел снайпера. Многие из них считали фото- и кино-камеры своим оружием, предназначенным не стрелять, а наоборот хранить в памяти будущих поколений грандиозность битв и их героев.

Имена

Одним из героев, освобождавших Польшу был и гвардии старший лейтенант Петр Трубников. Автор: Михаил Мельник, 1944 г

Практически все зрительные образы времён Второй мировой войны знакомы нам с детства благодаря военным фотопублицистам. Имена Макса Альперта, Бориса Игнатовича, Бориса Кудоярова, Георгия Зельмы, Ивана Шагина, Виктора Темина известны ещё с начала 1920-х годов. А ведь это только лишь малая часть тех людей, которые оставили нам своё бесценное наследие!

Все эти люди, жители разных республик, прежде всего были советскими фотокорреспондентами. Много было и представителей Украины — Александр Дмитриев, Яков Давидзон, Борис Шейнин, Владимир Юдин. Например, знаменитый фотограф Макс Альперт родом из Симферополя, а не менее известный Евгений Халдей родился в Юзовке, нынешнем Донецке.

Где эта улица? На Крещатике освобождённого Киева Автор: Аркадий Шайхет 7 ноября 1943 г

Те, кто освободил Киев осенью 1943 года, увидели мёртвый город – груды развалин на Хрещатике, изгородь из колючей проволоки вокруг Бабьего Яра, радостные объятия встреч и слёзы утрат – такую увидел столицу Украины фотокорреспондент Аркадий Шайхет. Вся центральная улица города была разрушена. Когда стало ясно, что советским войскам не удержать город, в сентябре 1941 года, советские подрывники заминировали центр города, после подрывов которого по городу 2 недели свирепствовал пожар.

Репортёрские будни

Комбат Автор: Макс Альперт, 1942 г

«Вооружённые «Лейкой», блокнотом и пулемётом, сквозь огонь и стужу мы прошли» — эти слова как нельзя точно характеризуют напряжение работы фронтовых фотокорреспондентов.

Василий Аркашев, сотрудник газеты «Красноармейская правда» вспоминает: «У наших фоторепортёров в годы войны не было хорошей аппаратуры со сменными телеобъективами, с помощью которых можно было бы снимать поле боя издали, поэтому приходилось самому двигаться к эпицентру событий. Далее чем на 30-35 метров от объекта съёмки удаляться было нельзя, естественно фотокорреспонденты очень рисковали.»

Много фотографов, кроме того что ушли на фронт добровольцами, принимали непосредственное участие в боях. Михаил Мельник, будучи радистом 8-ой стрелковой дивизии Первого Украинского фронта, одновременно выполнял обязанности полкового фотографа, а великолепный мастер аэрофотосъемки Александр Дмитриев был единственным репортёром, окончившим курсы лётных стрелков, и на протяжении двух лет принимавшим участие в боевых действиях. Яков Давидзон вместе с партизанами С. Л. Ковпака, Н. Н. Попудренко и А. Ф. Федорова прошли сотни километров бок о бок с рядовыми бойцами.

Знамя Победы

Все мы знаем легендарную фотографию Евгения Халдея (вверху), но не все в курсе того, что это далеко не первый снимок поднятого над Рейхстагом знамени Победы. Есть свидетельства, что Борису Шейнину удалось сделать красивый снимок ещё вечером 30 апреля, когда бои за Берлин продолжались (внизу).

Сделать удачный снимок – это лишь полдела, ведь ещё нужно было доставить плёнку в редакцию. Зачастую она гибла под бомбёжками и при пожарах. Среди военных фотокоров существовал даже некоторый дух соперничества, заставлявший идти их, порой, на самые невероятные поступки. Первым прибыть в редакцию, тем самым «вставить» фитиль своим коллегам – это считалось особым шиком военой журналистики. Например, корреспондент журнала «Огонек» Галина Санько на самолёте направлялась в только что выбитый из лап немцев Петрозаводск. Её самолёт потерпел крушение, но она смогла добраться до своих частей, сесть на новый самолёт и всё для того, чтобы сделать несколько кадров. Или фронтовой репортёр ТАСС Борис Лосин, который провёл три часа в ледяном бомболюке самолёта, чтобы первым привезти материал о освобождении Бухареста советскими войсками в 1944 году.

Обычно, отснятую плёнку проявляли в редакционных условиях, но приходилось её обрабатывать и кустарным методом. Однажды, Яков Давидзон не успел проявить плёнку (растапливая снег на костре), когда узнал что село захватили немцы. Фотокор наспех промыл плёнку, кинул её в бачок с закрепителем и бросился на улицу. В считанные минуты, мороз превратил раствор в кусок льда, в котором плёнка пролежала почти месяц, пока корреспондент не нашёл время вытащить бачок из своего вещмешка. К счастью, плёнка сохранилась.

Арсенал военного корреспондента

Фронтовые аоенные корреспонденты в качестве орудия труда использовали отечественную модель фотоаппарата «ФЭД» — русскую «Лейку», как шутили они тогда. В связи с невысокой надёжностью фотоаппарата (шторки затвора довольно быстро отсыревали), при возможности профессионалы пользовались оригинальными моделями Contax и Leica различных версий. До 1945 года, основным фотоматериалом, служила черно-белая негативная кинопленка закрученная в бобины и самостоятельно заряжаемая корреспондентами.

Секунды превратившиеся в историю. Группа фотокорреспондентов у стен поверженного Рейхстага. Автор неизвестен. Берлин, 1945 г. Первый ряд слева направо: Г. Самсонов, А. Морозов, Ф. Кислов, Л. Железнов, И. Шагин, О. Кнорринг. Второй ряд: С. Альперин, А. Капустянский, Г. Петрусов, Р. Кармен. Третий ряд: А. Архипов, М. Редькин, Н. Фиников.

Как однажды выразился корреспондент газеты «Красный флот» Борис Шейнин – «Я воевал всего три минуты!». Он сделал более 9 тысяч снимков, и если совместить время выдержки каждого кадра, то получится примерно три минуты. Шейнин отбыл войну с первого дня, до последнего, и при этом остался жив. Но не каждому так повезло. По некоторым данным, 41 кинооператор, каждый пятый, и 27 фотокорреспондентов не дожили до дня Победы. Владимир Иванов погиб в уличных боях за Белград, Михаил Калашников — в Севастополе, Борис Иваницкий – в результате бомбёжки в районе Черного моря, Николай Ксенофонтов оставил свою жизнь на улицах Бреслау, Михаил Бернштейн – под Таллинном, Павел Трошкин – недалеко от Львова, Сергей Струнников – в Полтаве…

Давайте будем всегда помнить этих людей, и всех тех, благодаря мужеству и самоотдачи которых, до нас дошли бесценные фотодокументы Второй мировой войны.

По материалам DFoto

© Автор: Дмитрий, www.photogeek.ru
0
Оцените пост
Дмитрий
@ihtio

Комментарии

Ваш комментарий