Создаём натюрморт

Хоть натюрморт и не порадует вас интригой движения, ни масштабностью пейзажа, но подбор натюрмортов или даже поиск подходящих сюжетов хорошо развивает творческое воображение и технические навыки.

Натюрморты отличаются от других жанров художественной фотографии тем, что вы не можете просто навести объектив и нажать кнопку затвора. Ведь сначала нужно подобрать подходящие предметы, красиво их скомпоновать в радующую глаз композицию и правильно осветить, для того чтобы картинка получилась эстетически привлекательной.

Многие фотографы могут посчитать это напрасной тратой времени, тем не менее удовлетворение полученное после так называемой «мертвой натуры» (или с англ. still-life) вы почувствуете колоссальное, хотя бы из-за того что в этом жанре вам подвластны все задействованные в съёмочном процессы объекты и факторы.

Итак, что можно выбрать в качестве подходящих предметов?

Подбор реквизита является основной проблемой при построении натюрморта. Для начала хорошенько поищите у себя дома, на чердаке или чулане, где вы наверняка обнаружите множество, возможно бесполезных в реальной жизни вещей, но которые как нельзя кстати подойдут для вашего натюрморта.

Слегка укажем примерные ориентиры. Например, чего только стоит обычная ваза наполненная фруктами, или корзина с принесёнными с грядок овощами. Или старые часы-ходики, отрезы узорчатой ткани… Можно подбирать предметы под определённую тему, например «Рождество», «Незабываемые шестидесятые», а можно скомпоновать сюжет из предметов схожих цветом или формой.

Ваша задача состоит в том, чтобы взглянуть на предметы отличным от обыденности взглядом. Если вам это удастся, то вы сможете скомпоновать натюрморт буквально из всего.

При этом старайтесь не увлекаться количеством используемых в композиции предметов. Присутствие каждого из них должно быть обоснованным, иначе некоторые из них нужно исключить из композиции. Главное — не спешите принимать решения.

Например, сначала разместите на столе один-два ключевых предмета, после чего добавьте ещё пару. Затем начните варьировать с их расположением по отношению друг к другу, пока вы не получите приятную для глаз и сбаланированную композицию.

И не переживайте по поводу оставшихся пустот, поскольку с точки зрения общего визуального баланса пространство между прдметами является таким же важным, как и сами предметы. Поэтому не заполняйте «вакантные» места, тем более чем попало. Зачастую, из двух, или даже одного предмета окружённого определённым пространством можно составить прекрасную комозицию.

Постарйтесь чтобы ваш натюрморт получился естественным и живым, и не слишком упорядоченным. Даже если не все предметы уместились в кадр целиком, будучи обрезаны рамками — ничего страшного. Иногда это может быть даже лучшим решением, по сравнению с композицией которая полностью и симметрично уместилась в кадре, поскольку добавит некоторую интригу.

Для съёмки натюрмортов вам понадобится обычный 35-мм SLR и 50-мм объектив — это для начала. Для некоторых снимков вам также может быть полезным короткий телеобъектив на 85 или 100 мм, или макрообъектив для съёмок мелких предметов крупным планом.

Самыми крупными предметами из привлекаемого к съёмке оборудования будут штатив, ну и ещё тросик, который убережёт камеру от сотрясений во время долгих экспозиций. Также, особую роль будут играть отражатели света подающие свет в нужном направлении. Отражатели могут быть разными — из белого картона, всеповоротные из маленьких зеркал или фольги.

В качестве подходящего фона для натюрморта вы подбирёте тот, который больше соответствует общему настроению натюрморта, заданного вами. Если вы решили визуально упростить снимок, используйте кусок бархата или чёрный бархат, которые подчеркнут гладкие или блестящие предметы. Если вы хотите чёткий и чистый фон, возьмите белый.

В качестве более грубого, фактурного фона хорошо подойдёт кусок холстины или старого брезента, на которые при желании, можно нанести абстрактные полосы и пятна разных цветов.

Для съёмки мелких предметов сгодится самый разнообразный фон. Чёрный пластик будет кстати, если необходимы яркие отражения, а блестящий сланец будет хорошо сочетаться с ювелирными отражениями, поскольку его фактура хорошо подчёркивает их гладкость. Кирпичная кладка, старая дверь с потрескавшейся краской, покрытый налётом ржавчины металлический лист — имея творческий подход, всё это может быть успешно использовано при построении натюрмортной композиции.

Для правильного освещения лучшим вариантом будет, конечно, дневной свет, например вливающийся в окно комнаты. Ещё лучше будет, если окна выходят на запад, тогда у вас появится возможность снимать в наилучшее время — в предзакатные часы, когда тёплое боковое освещение создаст отходящие от предметов натюрморта длинные тени. Мягкий рассеяный цвет солнца, сквозь лёгкую дымку облачности создаст некоторый деликатный эффект. Этот свет также можно регулировать с помощью расположения и направления отражателей.

В качестве варианта можно установить на подоконнике прозрачные предметы, например бутылки на фоне вечернего неба, когда на стекле проявляются краски заката.

Если солнца нет, могут подойти и альтернативные источники света, например портативная фотовспышка. Если вы объедините вспышку и камеру синхронизирующим кабелем, тогда её можно исользовать из любого места по отношению к предметам.

Но всё же, ваша цель — добиться мягкого и рассеивающего света, а для этого можно пойти таким путём — установить рассеивающий эран из кальки, или же задействуйте отражатели.

Успехов в этом начинании!

© Автор: Дмитрий, www.photogeek.ru
+0.56
Оцените пост
Дмитрий
@ihtio

Комментарии

Ваш комментарий