Съёмка против света

Однажды, мой знакомый показал мне только что отснятые кадры своим новым и дорогим цифровым фотоаппаратом. Ну что сказать… Они были ужасны. На небесно-голубом фоне запечатлены чёрные лица. Неужели абсолютно новую камеру нужно сдавать в ремонт?

Вот, примерно такими были снимки:

Лицо можно было более-менее разглядеть, только максимально увеличив яркость монитора. Так что же остаётся делать? Не будем категоричными, скорее всего претензии необходимо предъявить не камере, а её настройкам. Но вначале, несколько слов о строении цифрового фотоаппарата. Итак, типичная камера состоит из таких блоков: светочувствительная матрица, аналого-цифровой преобразователь (АЦП), блок процессора.

Светочувствительная матрица представляет из себя пластину из тысяч единичных фотоэлементов, так называемых пикселей. При попадании света на фотоэлемент, на нём начинает образовываться электрический потенциал, и чем больше света, тем выше будет его потенциал.

Но потенциал не будет увеличиваться до бесконечности, у него есть предел. После того, как матрица получит «порцию» света, процессор подключает пиксели к АЦП, где их электрический заряд преобразовывается в числа, на основе которых процессор и конструирует графический файл.

Но вернёмся к матрице. Из вышеописанного следует, что с одной стороны, чем темнее будет обстановка в момент съёмки, тем продолжительнее должен быть процесс засветки матрицы, и с другой стороны, чем светлее — тем время засветки должно быть меньше, чтобы не допустить избыточного засвечивания матрицы.

В момент нажатия на кнопку спуска затвора, фотокамера «оценивает» уровень света и подбирает время «засветки», т. е. выдержку. Большинство моделей ориентируется по самой светлой части кадра. Нетрудно понять, что такой зоной обычно является яркое небо, а не основной объект съёмки, поэтому засветка матрицы прекращается после того, как небо «получит» оптимальную яркость.

В связи с тем, что объект съёмки темнее чем фон или небо, то он получается затемнённым, что мы и видим в нашем примере. Тогда что же остаётся делать, не снимать против света? А если очень нужно, например, любимую кошку на подоконнике?

В инструкции к моему фотоаппарату предлагается использовать опцию точечного замера. Это значит, что все параметры будут настроены по точке, которую можно выбрать, например на лице фотографируемой персоны. Попробуем последовать этому совету:

Как видим, уже лучше, но задний фон всё равно «бъёт по глазам», и он явно искажён. Почему? Ответ прост: поскольку все параметры были настроены так, что бы получилась оптимальная засветка по лицу, то более яркий фон «затмил» матрицу. Что ещё остаётся делать? Не отчаивайтесь, нужно всего лишь уровнять «светимость» лица и неба. Подобная технология пришла к нам ещё с той поры, когда цифровых фотоаппаратов не существовало. Необходимо принудительно включить вспышку. Да, это не оговорка. Такой приём называется «подсветка переднего плана». Давайте попробуем:

Гораздо лучше! Но учтите одно существенное ограничение, накладываемое этим способом: фотографируемый объект должен находиться в зоне досягаемости импульса вспышки, примерно 3-4 метра, не более.

Во всех остальных ситуациях, следует использовать штатные функции камеры, например установку по точке, или фиксацию параметров по чему-либо сопоставимому по светимости с фотографируемым объектом. Если чувствуете уверенность, попробуйте установить вручную большее время выдержки.

И напоследок, пару советов:

  • Не наводите фотокамеру на солнце, поскольку это чревато повреждением матрицы.
  • Делайте больше снимков и дублей, таким образом вы быстрее овладеете всеми возможностями вашей камеры.

© Автор: Дмитрий, www.photogeek.ru
+0.2
Оцените пост
Дмитрий
@ihtio

Ваш комментарий