Основы панорамной фотосъёмки

Как сделать так чтобы ваша фотография вместила целый город? Или как передать всю красоту зимнего леса? Всё это возможно в таком жанре как панорамная фотография. Главное качество присущее панорамной фотографии — большой угол обзора. В зависимости от способа съёмки панорама может быть планарной, цилиндрической, кубической и сферической.

Планарная панорама проецируется на плоскость и может быть воспроизведена как на фотобумаге, так и на мониторе компьютера. Создаются планарные панорамы с помощью специальных панорамных фотоаппаратов, которые имеют угол обзора более 120 градусов, что делает возможным получение вытянутых кадров с большим охватом горизонта. Это качество достигается за счёт подвижного объектива, который может вращаться вокруг нодальной точки с одновременным направлением светового потока вслед за щелевым затвором. При этом панорамные фотокамеры могут использовать узкую плёнку (тип 135), широкую (тип 120), а также иметь цифровую матрицу.

В принципе, панорамную фотографию можно получить и с помощью обычного фотоаппарата, путём последующего «сшивания» нескольких кадров, но в этом случае желательно задействовать панорамную штативную головку и соответствующее программное обеспечение.

Панорама грозы

Цилиндрическая панорама, или циклорама получается путём проецирования на боковую часть цилиндра и охватывает все 360 градусов. Получить цилиндрическую панораму можно «сшиванием» кадров, полученных как с обычного, так и панорамного фотоаппарата.

Кубическая и сферическая панорамы создаются проекциями окружения на куб или сферу.

По сюжетному наполнению панорамная фотография очень многогранна, но различают такие основные типы: сельская и городская, природная и промышленная, дневная и ночная, ландшафтная и макро-, интерьерная и уличная, вертикальная и горизонтальная, с параллельным сдвигом и круговая. Создавая панораму, перед фотографом стоит задача не только правильно снять, но и правильно обработать полученный результат, в том числе и на компьютере.

В качестве инструмента для получения хорошей панорамы может послужить как панорамный фотоаппарат, так и непримечательная цифровая «мыльница», для этого в них предусмотрен специальный панорамный режим, который делает возможным съёмку нескольких кадров, с дальнейшим «сшиванием» в соответствующем графическом редакторе. Одним из самых популярных инструментов для сшивания панорамных элементов на компьютере считается бесплатная программа Panorama Tools, недостатком которой, правда, является сложность для неподготовленного пользователя. Поэтому рекомендуется воспользоваться какой-нибудь бесплатной оболочкой, например, «hugin». Конечно, склеить красивую панораму можно и с помощью PhotoShop, но это потребует определённых навыков и времени. И запомните главное правило — чем меньше усилий вы приложите во время фотосъёмки, тем больше вы их приложите в процессе сборки панорамы.

Панорама. Склейка из восьми фрагментов. Автор: Артём Сапегин

Ещё одним аксессуаром, являющимся непременным условием в панорамостроении является штатив, особенно приветствуется штатив с встроенным уровнем, поскольку одно из главнх требований в панорамной фотосъёмке — вертикально-горизонтальное положение всех осей, должно строго выполняться.

Также имейте в виду что съёмка отдельных фрагментов выполняется со штатива, в портретно-ориентированном виде кадров, и с перекрытием не меньше четверти кадра. Производя серию кадров, все параметры фотосъёмки должны быть одинаковыми, автоматические режимы должны быть отключены, не забудьте контролировать и возможное изменение условий освещения и расположения объектов в кадре.

Итак, вы решили действовать, нашли подходящий сюжет и время, подготовили соответствующее оборудование.

Рассмотрим основные этапы панорамной фотосъёмки, а их два — съёмка отдельных кадров и их последующее соединение (склейка, сшивание, называйте как удобно) на компьютере.

Сначала охарактеризуем процесс съёмки панорамы.

Ваши действия должны выглядеть таким образом:

Устанавливаете фотоаппарат на штатив, с учётом точного горизонтального положения оптической оси, совпадающей с центром кадра, относительно настоящей или мысленно выстроенной линии горизонта с помощью видоискателя.

Выверяете степень вертикальности оси вращения центральной колонки вращения, методом разворотов камеры направо и налево, при этом горизонт в видоискателе не должен выходить за пределы центра кадра.

Поочерёдно снимаете расчётное количество кадров с перекрытием примерно на половину кадра. Рекомендуется продублировать некоторые кадры, или вообще произвести несколько проходов, чтобы подстраховать себя от неожиданных просчётов.

Как видите, методика простая и доступная.

Остров на Ладожском озере. Автор: Дмитрий Чубаров

В качестве объектива для панорамостроения лучше использовать модели с фокусным расстоянием 24-80 мм, более короткофокусные объективы грешат геометрическими искажениями.

Процесс собирания панорамы на компьютере занимает гораздо больше времени чем сама фотосъёмка, при этом на количество потраченного времени влияет то, насколько качественно изготовлены составные фрагменты. Поэтому, лучше тщательно подготовиться к процессу съёмки и произвести безупречные снимки, чем тратить в два-три раза больше времени на сглаживание допущенных ошибок. В контексте сказанного, озвучим несколько важных советов как правильно проводить съёмку.

Первое правило — встроенный уровень на штативе позволит вам потратить меньше времени на сборку отдельных снимков в единую панораму. Не забываете про соблюдение строгого вертикально-горизонтального расположения всех осей. В идеале, в собранном комплексе «штатив-фотоаппарат» все его элементы должны быть расположены или вертикально и горизонтально, в зависимости от их предназначения. Другие углы неприемлимы. Оптическая ось в процессе съёмки каждого фрагмента, должна быть строго горизонтальной.

Второе правило — необходимо помнить что параметры каждого кадра панорамы должны быть максимально похожими, что минимизирует риск появления нестыкующихся фрагментов, различающихся цветом, освещённостью, резкосью, глубиной и т.д. Чтобы этого не произошло, забудьте про автоматические настройки и режимы, даже если они показывают самый замечательный результат. Все основные детали экспозиции — фокусировку, выдержку, диафрагму, для каждого фрагмента, вам придётся доверить себе. Отсюда подробнее.

Например специалисты рекомендуют устанавливать дистанцию фокусировки на бесконечность. Выбирая оптимальную диафрагму, исходите из того что глубина резкости должна охватывать все визуально-активные объекты, скорее всего f8 и меньше будет достаточно. Настраивая экспозицию, определите экспозицию самого яркого и самого тёмного фрагментов, а в процессе съёмке используйте усреднённую экспозицию.

Используя цифровую камеру также рекомендуется настраивать в ручном режиме баланс белого, чувствительность матрицы, цифровую резкость, цветовую насыщенность и контраст.

© Автор: Дмитрий, www.photogeek.ru
0
Оцените пост
Дмитрий
@ihtio

Ваш комментарий