Чёрно-белый мир

Часто, друзья при виде новой чёрно-белой фотографии в моей авторской коллекции восклицают «а почему чёрно-белое?», или «я же видел этот снимок цветным, для чего ты сделал его чёрно-белым? Мне кажется, он был гораздо лучше».

Итак — чёрно-белое против цвета. Этот спор ведётся ещё с появления первых полноцветных фотографий и не умолкает до сих пор. Спорят как в среде любителей, так и в лагере профессиональных фотографов, затмив своей силой даже такой актуальный вопрос как «цифра или плёнка».

На вопрос, почему я делаю чёрно-белые фотографии, я честно отвечаю — я не знаю. Просто мне нравятся чёрно-белые сюжеты. Такой ответ большей частью удовлетворяет всех вопрошающих, тогда как я чётко обосновать свои симпатии к чёрно-белой фотографии ещё не могу. Но всё же попытаюсь…

По ходу своей деятельности я пользуюсь зеркальным цифровым фотоаппаратом NIKON D70, в котором как вы наверное знаете, чёрно-белый режим не предусмотрен, поэтому я перевожу готовый снимок в чёрно-белое изображение уже на компьютере. Почему?

Я не сразу пошёл по такому пути. Первые мои фотографии были цветными, при этом, если они мне не нравились, я от них избавлялся. Но однажды я заметил, что в принципе, мои снимки довольно неплохие, но, например, тот красный плащ слегка не вписывается в сюжетную линию, и было бы хорошо его убрать. Но как это сделать?

Кадрировать заново не получится, хоть бери и перекрашивай плащ в другой подходящий цвет. Или просто в серый. А может в чёрно-белый?

Итак, первой причиной, побудившей меня на столь радикальное изменение творческого стиля, стала необходимость «замаскировывать» недостатки цветной фотографии. Но это только второстепенная, и чисто внешняя причина.

Разовьём мысль дальше. Одним из важнейших качеств фотографии, в отличии от других видов искусств, является её документальность. Художник, поэт или режиссёр создаёт новую реальность, тогда как фотограф просто копирует происходящее. На первый взгляд, ничего сложного… Но это только кажется на первый взгляд, поскольку фотограф должен не только нажать на кнопку, но и делать это с осознанием природы этой самой документальности. Приведу фразу знаменитого фотографа Анри Картье-Брессона, который сказал: «Фотография — это то, чем становятся живопись, композиция, пластический ритм, геометрия, размещенные в считанных долях секунды».

Мы говорим о чёрно-белой фотографии, тогда возникает вопрос — при чём тут искусство и документальность? Вывод ошибочный, и вот почему. Именно чёрно-белая фотография воспроизводит наш мир, но одновременно делает его далёким от действительности.

Приведу пример. Ещё в ноябре 2004 года, в клубе Foto.ru автор разместил фотографию выступающего на митинге оратора.

Тогда я стал свидетелем интересных отзывов зрителей.

«Сильный образ… в кожаном плаще, в коричневой рубахе… Даже как то страшно!» - как то выразился один из посетителей выставки.

Я тогда ответил, что вообще то рубашка тёмно-синяя. Но позже я осознал что был неправ. Ситуация, когда фотография становится «умнее» своего создателя встречается довольно часто. Рубашка действительно выглядела коричневой, но именно в этом и сила чёрно-белой фотографии, ведь она даёт гораздо больше пространства для полёта фантазии, анализа и размышлений. Она даёт возможность автору убрать лишние детали, и сфокусироваться на герое или объекте.

Итак, основная причина моего отхода от цветной фотографии к чёрно-белой лежит в том, что находясь между документальностью и художественностью, чёрно-белая фотография имеет большее отношение к последней.

Пробуя себя в новой стихии я наткнулся на неожиданную трудность. Как оказалось, цветная и чёрно-белая фотография — продукты разных процессов, и это нужно постоянно иметь в виду, в момент нажатия на кнопку спуска, и возможно, до него. Например, обрабатывая готовую фотографию на компьютере я замечал, что она не выразительно смотрится в цвете, особенно портят мелкие детали — синий плащ прохожего не вяжется с красными штанами главного героя, и т. д. Но чёрно-белое исполнение порой также не способно исправить ситуацию. Тогда что же делать?

Теоретически, всё очень просто – постарайтесь представить мир, тот который вы хотите заснять в чёрно-белых тонах. Практически сделать это чрезвычайно сложно, но пытаться стоит…

© Автор: Дмитрий, www.photogeek.ru
+0.27
Оцените пост
Дмитрий
@ihtio

Комментарии

  • Vlad Sokolov @vladsokolov • 11 декабря, 14:45, 2013

    Когда я иду снимать черно-белые фотографии, а такое бывает, если точно знаешь, что нового или актуального не найдешь, но поснимать хочется, снимаю в монохром и в RAW сразу. Тут главное по свету смотреть правильно.

Ваш комментарий