Основные законы композиции в фотографии

 Здравствуйте, мои дорогие читатели, сегодня мы продолжаем наши уроки фотографии. Думаю, что некоторая техническая база у вас уже есть (если вы усвоили уроки из предыдущих постов), поэтому предлагаю взяться за изучение законов композиции. Поскольку мы только учимся фотографировать, то эти законы нам очень понадобятся первое время. Потом, когда внутри нас разовъется взгляд фотографа, то все законы и правила мы будем использовать интуитивно. Впрочем, хорошая фотография — это не всегда фотография, сделанная по всем правилам.

Ньюансов создания красивой фотографии могут быть тысячи, но так или иначе, существует некий канонический свод правил, некие законы композиции в фотографии, которые знать и соблюдать просто необходимо, что бы получить как минимум правильное и приятное глазу фото.

Правило №1.Правило третей.

 Много новичков допускают одну и ту же ошибку при фотографировании пейзажей из разу в раз. Они размещают линию горизонта прямо посредине кадра. В этом нет ничего зазорного, ведь пока мы только учимся фотографировать. Но не трудно заметить, что такое построение композиции попросту разбивает ее на 2 части, что делает фото скучным, а композицию — бедной. При съемке следует выбрать, что мы хотим подчеркнуть линией горизонта — то, что находится внизу или вверху? 2/3 или 1/3. Помните об этом — это и есть пресловутое правило третей, о котором вы наверняка слышали раньше. Приведу простой пример: если вы фотографируете морской пейзаж, то для того что бы подчеркнуть воду — попросту покажите ее больше, т.е. пусть она займет 2/3 кадра. Если же основой композиции является небо, тогда стоит взять в кадр 2/3 неба и лишь 1/3 воды. Многие цифровые фотоаппараты оснащены специальной функцией — на экране появляется сетка, которая делит композицию на 3 части как по горизонтали, так и по вертикали. Часто это помогает правильно поделить кадр и избежать завала кадра. Смысловые центры фотографий лучше размещать на пересечении этих линий.

Правило №2. Фон.

Фон при фотосъемке, особенно портретной, является очень важным фактором, который определяет успешность фотографии. Наверняка вы видели много фотографий, на которых из головы у человека «торчит» столб или еще что-то в этом роде. Что бы такого не случалось, нужно тщательно выверять композицию в видеоискателе. Это же касается и «разрезанных» объектов, когда какая-либо горизонтальная линия (горизонт, здание и т.п.) проходит через голову объекта, будто рассекая объект съемки на части. Это неправильно, это выглядит непрофессионально — такое фото никому не принесет удовольствия. Также нужно стараться не перегружать композицию, т.е. что бы на заднем плане не было множества всяких ярких деталей. Поэтому перед тем, как нажать на кнопку спуска, проверьте, всё ли дейстивтельно так, как вы задумали. Если с фоном что-то не так, просто смените позицию съемки или ракурс.

Правило №3. Заполняйте кадр.

Часто фотографии кажутся скучными и не интересными только потому, что фотограф не заполнил полностью кадр. Вокруг главного объекта съемки часто остается много лишнего пространства — это не всегда правильно. Если это не является «фишкой» или концептом фотографии, то попробуйте подойти ближе или использовать зум, что бы главный объект съемки занимал весь или практически весь кадр. Попробуйте и вы будете поражены результатом.

Правило №4. Диагонали.

Что бы вызвать у человека интерес к фотографии, его взгляд должен двигаться по ней в определенном направлении — в том, которое задает фотограф. Начальная точка обычно располагается в одном из углов кадра. Большинство людей начинают рассматривать снимок с верхнего левого угла, потому эта точка считается лучшей стартовой точкой линии. Это правило довольно размыто и означает лишь одно — на фотографии должны быть четко обозначенные линии, по которым будет двигаться взгляд зрителя.

Правило №5. Выделение объекта.

Это нельзя назвать в точности законом композиции, но тем не менее эта маленькая уловка поможет фотографиям выглядеть более профессионально. Вы уже знаете из предыдущих постов о том, что такое глубина резкости (ГРИП). Именно она помогает нам выделить главный объект съемки и скрыть все второстепенные.

Правило №6. Кадр в кадре.

Очень интересный эффект можно получить, если использовать что-нибудь для обрамления объекта. К примеру, это может быть объект, снятый из окна, через арку, через ветки и т.п.

Правило №7. Линии.

Линии имеют довольно сильное эмоциональное воздействие на зрителя. Например, диагонали добавляют в снимок динамики, вертикальные — величие, горизонтальные — безмятежность и спокойствие, изогнутые — успокаивают, ломанные — раздражают.

Нужно следить за тем, что бы прямые линии не выходили за пределы кадры.

Правило №8. Пространство.

Перед объектом который движется, нужно оставлять больше пространства, чем за ним. То же касается и случаев, когда взгляд человека направлен в какую-то определенную сторону — именно в этой стороне нужно дать больше пространства.

Правило №9. Портрет или пейзаж.

Зачастую люди хотят вместить на фотографии всего и побольше. Но, фотографируя всё и сразу вы не получите ни хорошего пейзажа, ни портрета. Получится среднестатистическая бытовая фотография которая будет вряд ли кому то интересна. Но мы же хотим научиться фотографировать так, что бы не сдыдно было показать свои работы не только родственникам, верно? Потому соблюдайте одно простое правило: ИЛИ портрет ИЛИ пейзаж. Бывают и особые случаи, когда нужно показать размер какого-то объекта (очень большой или очень маленький). В таких случаях часто используется человек, что бы была возможность определить пропорции и размеры.

Вот, пожалуй, самые основные законы, правила и хитрости. Позже мы рассмотрим их намного больше, но пока что это послужит отличной базой и поможет научиться фотографировать хотя бы на простом уровне. Запомните эти правила и старайтесь их всегда придерживаться. Конечно, получаться будет не сразу, и как правильно фотографировать вы поймете только со временем, набив руку и глаз.

© Автор: Дмитрий, www.photogeek.ru
+0.82
Оцените пост
Дмитрий @Dmitrii

Ваш комментарий