100 советов начинающему фотографу на каждый день

1. Прежде чем взять фотоаппарат, спроси себя: «А есть ли мне, что сказать?» 
2. Техника – лишь средство, выбирающееся по потребностям. Человек, купивший Porshe не станет водить виртуознее. 
3. Прочти инструкцию. 
4. Прочел инструкцию – закрепи на практике. Управление камерой должно стать рефлекторным, как переключение скоростей в автомобиле. 
5. Не вини в своих неудачах камеру. Если техника не позволяет снять задуманное – меняй ее или расширяй знания и навыки. 
6. Золотое сечение, правило третей, основы композиции, решающий момент, ритм, форма, содержание, цвет – все эти слова не должны быть для тебя иностранными. 
7. У сантехника в чемоданчике ключи, труборезы, фитинги, клуппы. У фотографа – композиция, свет, соотношение сторон, носитель изображения и многое другое. Если хочешь стать хорошим «сантехником», тщательно изучи каждый инструмент своего “чемоданчика", его функции и влияние на восприятие. 
8. Изучив правила, учись абстрагироваться от них. 
9. Не воспринимай слова буквально и всегда анализируй актуальность данного тебе совета. Fashion – одно, жанр – другое. Коммерция и творчество, быт и искусство – у каждого направления свои секреты, правила и мотивы. Необходимо это понимать. 
10. Момент должен пройти через два отбора перед тем, как стать фотографией: сама съемка (фотограф выбирает, какие моменты останутся, какие канут в лету) и отбор уже сделанных фотографий. Относись уважительно и ответственно к обоим этапам. 
11. Каждое мгновение – уникально, ни один момент в жизни никогда не повторится. 
12. Всегда интересуйся чужим творчеством, смотри фотографии, видео, картины. Обращай внимание на идеи, вариации ракурсов, стили передачи информации. Бери на заметку, но никогда не копируй. «Только будучи собой, можно стать кем-то». 
13. Три обязательных компонента хорошего кадра: композиция, сюжет, уникальность момента. 
14. Если сомневаешься в кадре – удаляй. 
15. Думай прежде, чем нажать на кнопку спуска затвора. Если нет возможности потренироваться на пленке, сходи на съемку с флешкой на 1Gb. 
16. Снимая – снимай. Все текущие проблемы и переживания отбрось на время. 
17. Не снимай церкви, закаты, детей – они красивы и без тебя (искл.: оправданный сюжет). Это все равно, что сфотографировать картину: художник – молодец, фотограф – не знаю. 
18. Снимая цветочек (собачку, ребенка), помни: таким цветок уже все видели. Передай с помощью фото тот мир, в котором пребываешь ты. 
19. Помни: в первую очередь ты человек, только потом – фотограф. Если перед тобой кто-то нуждается в помощи, помоги ему, а не тянись за камерой. Если ты понимаешь, что можешь навредить своим снимком человеку, испортить его репутацию, разрушить личную жизнь – не снимай. Помни о праве каждого на личную жизнь. 
20. Фотографируя кого-либо, представь, какие снимки хотел бы получить ты. Так и снимай. 
21. Будь благодарен за возможность заниматься тем, что нравится. 
22. Дорожи доверием тех, кого снимаешь, и уважай их чувства. 
23. Запоминай имена клиентов. 
24. Общаясь с коллегой или говоря о нем, помни: уважение чужого таланта – начало собственного. 
25. Прежде чем жать на кнопку, осмотрись вокруг. Хотя бы на секунду, на долю секунды, но задумайся о сюжете, настройках, композиции, свете – возможно ты найдешь лучший вариант исполнения. 
26. Не торопись! Дойдет не тот, кто бежит, а тот, кто идет правильной дорогой.
27. Снимая репортаж, не забывай об узнаваемых обозначениях места действия, временных указателях. 
28. Если на портрет отведена всего пара минут, используй заранее подготовленные уловки: попроси человека пощелкать автоматической ручкой – в его глазах появятся эмоции; попроси поправить волосы, стереть что-нибудь с носа или лба, поправить воротник, посмотреть время на наручных часах; спроси, как тебе доехать до, скажем, почты – во время его действий фотографируй. Пополняй свою копилку «разводилок». 
29. Если человек не может расслабиться, делай по два кадра друг за другом: первый для видимости, второй – когда человек, думая, что кадр сделан, примет естественной вид. 
30. Снимая конференции (заседания, собрания), приходи раньше всех и уходи позже. Эмоции приветствия и прощания интереснее неподвижных дебатов. 
31. Снимая спорт, снимай не только само соревнование и победителей, но и проигравших, и зрителей на трибунах. Зачастую такие кадры больше наполнены жизнью. 
32. Фотография – это не факт происходящего. Это твоя точка зрения на происходящее. Фотографируя, передавай чувства, а не только протоколируй события. 
33. Ставь перед собой задачи, к примеру, итогом каждого дня откладывать в копилку по одному кадру, или создать за месяц серию улыбок, фонарей, уличных собак в обществе… Множество вариантов. Таким образом, ты будешь улучшать технику съемки, вырабатывать новые выразительные приемы, расширять свои взгляды в выбранной тобой теме. 
34. Снимая портрет, не бойся нестандартов во внешности, подчеркивай их. Старайся отыскать изюминку в каждом человеке. Длинный нос, оттопыренные уши – не дефект, а уникальность. 
35. Каждый человек красив по-своему. Научись видеть это. 
36. Женщина раскрепощается, когда чувствует себя красивой. Мужчина – когда вы не оставляете ему возможности анализировать. 
37. Кадрируй, кадрируй, и еще раз кадрируй – лишние детали ни к чему. 
38. Возьми за правило кадрировать при съемке. 
39. Научился отбрасывать все лишнее? Теперь, напротив, научись видеть и захватывать жизнь и пространство вокруг снимаемого сюжета. 
40. Дисторсия, виньетирование, блики – не дефекты, а художественный элемент, если они использованы осознано. 
41. Учись принимать жестокую правду о себе. Тот, кто тебя критикует, куда более твой друг, нежели слепой поклонник. 
42. Прислушивайся к старшим, более опытным, компетентным в области фотографии коллегам, к талантливым художникам. Хвалебные или, напротив, порицающие отзывы друзей оставляй где-то там, вне пространства и восприятия. Всегда осознавай от кого и какую критику принимать, а какая – пустой звук. 
43. Не снимай, если не знаешь, зачем ты это делаешь. 
44. Если какое-то время тебе не хочется фотографировать – не фотографируй. Созерцай. 
45. Зритель соглашается не с тобой, а с собственными мыслями, рожденными при просмотре твоей фотографии. 
46. Не комментируй свои фотографии. Дай возможность зрителю понять их по-своему. 
47. Если зритель не понял твою работу – это просто не твой зритель. 
48. Если кажется, что ты знаешь больше всех и снимаешь соответственно – поищи в интернете заслуженных миром фотографов разных направлений (Анри Картье-Брессон, Энни Лейбовиц, Родни Смит, Ирвинг Пенн, Ричард Аведон и др.). Если тебе такое не под силу – стань проще. 
49. Каких бы высот ты ни добился – не задирай нос. Развитие и благосклонность прекращаются там, где появляется гордыня. 
50. Если кажется, что все зря и ничего не получается, возьми в руки камеру и продолжи снимать. Старайся делать свое дело настолько хорошо, насколько можешь. И Картье-Брессон когда-то был обычным мальчиком. 
51. Ты снимаешь исключительно себя, себя и еще раз себя. Кого бы ты ни снимал – он только краска на холсте твоего настроения. 
52. Для того чтобы твои работы были интересными, ты сам должен быть интересен. 
53. Развивайся, будь многосторонен, читай разную литературу, общайся с людьми разных поколений и профессий, наблюдай закаты, рассветы, деревья, слушай классическую музыку, ходи в музеи, занимайся любовью, улыбайся врагам, прыгай с парашютом. Познавай мир. Художник должен впитывать окружающее, как губка. 
54. Читай психологию, наблюдай за людьми, анализируй, разберись в основах НЛП. Научись сочетать корректность, твердость и уверенность в своих действиях. Снимаемый будет слушать тебя и доверять, как только почувствует, что ты знаешь, что делаешь. 
55. Признание в фотографии – это уважение коллег. 
56. Помни про свет. Всегда. 
57. Время от времени проси коллег пофотографировать тебя, чтобы понять, как нелепо чувствует себя человек перед объективом. 
58. При съемке старайся вызвать у снимаемого уверенность и спокойствие, тогда он откроется и доверится тебе. 
59. Научись завязывать разговор из ничего, задавать вопросы, развивать любую нужную тебе тему. Фотографируя человека, разговаривай с ним, направляй его на ту тему, которая эмоционально соответствует вашей съемке. 
60. Человек всегда стесняется камеры. Зачастую и фотографу необходимо время настроиться на снимаемого. Тяни время перед началом съемки, выставляй свет, проверяй объективы. Разговаривай с человеком, попытайся понять, кто перед тобой, как расположить его к себе, какие его стороны будут смотреться выигрышней. 
61. Если перед съемкой предполагается беседа, достань фотоаппарат из кофра заранее, положив его на видное место. Таким образом «модель» быстрее привыкнет к присутствию камеры. 
62. Фотограф – тот же психолог. Фотосессия для людей в некотором роде терапия. 
63. Искусство угождать и быть приятным неотъемлемый атрибут коммерческой фотографии. Будь вежлив и внимателен к людям, помни, что в данном случае работаешь ты для них, а не они для тебя. 
64. Результат фотосессии должен зависеть от фотографа, а не от клиента. Если снимаемые не раскрылись перед объективом – это твоя вина, а не их. 
65. Добрым словом и толерантностью можно добиться больше, чем нахальством и наглостью. 
66. Будь откровенен. Всегда. Иначе то, что ты говоришь (снимаешь) не будет иметь значения. 
67. Сделать из убогого кадра конфетку в редакторе – не круто. Круто – знать, как такую конфетку снять без использования программ. 
68. Фотография – это документ ненужных, утерянных мгновений, незамеченных, утраченных, забытых. Учись ловить промежутки между секундами, живи ими. 
69. Учись видеть больше, чем показано. Читай между строк. Возьми в привычку слышать несказанное, замечать взгляды, жесты, вывески, дорожные разметки, температуру света. 
70. Концентрируйся на окружающем мире, растворяясь в нем до такой степени, когда чувствуешь себя частью одной неделимой системы бытия. Говори то, о чем хочешь высказаться не словами, а работами. 
71. Научись видеть запахи и вкусы. Фотограф – человек мелочей. 
72. Ищи мир в каждой детали. 
73. Не гонись за модой. Слушай себя. Снимай то, что тебе близко, интересно, то, что действительно волнует. 
74. Выплескивай свой внутренний мир в фотографию, копайся в себе, концентрируйся на своих чувствах и мыслях. Расширяй знания. 
75. Думай, прежде чем показывать свои работы. одно тухлое яйцо запоминается лучше 100 свежих. 
76. Фотография ближе к поэзии, чем к живописи. 
77. Не бойся одиночества, учись абстрагироваться от толпы. Но всегда старайся находиться там, где событие. Изолированность фотохудожника должна быть лишь на бумаге. 
78. Не создавай то, что, как тебе кажется, от тебя ждут. Художник умирает тогда, когда понимает, что есть зритель. 
79. Из-за пресыщения информацией фотограф со временем теряет способность удивляться. Как только чувствуешь безразличие к происходящему вокруг – оставь на время камеру, погрузись в литературу, кинематограф, общение, путешествие, музыку, любовные отношения. 
80. Фотография – это путешествие в мысли и ощущения другого человека. Смотря фотографии – понимай это. Делая фотографии – помни об этом. 
81. Бездействие – тоже действие. 
82. Мы делаем только те фотографии, которые заранее можем себе представить. Ищи пути выхода за грани коробки, в которой находится человеческое мышление. 
83. Фотография, в которой есть конфликт, всегда цепляет. Играй эмоциями и противоречиями. Кисло сладкое всегда вкуснее приторно сладкого. 
84. Важна любая, вызванная твоей работой эмоция. Даже возмущение, отрицание, спор – это работа мысли зрителя, отклик на увиденное. Если фотография не рождает никакого чувства, она не может быть отнесена к произведению искусства. 
85. Понимай и принимай ответственность за то, какие чувства рождают твои работы в людях. 
86. Принято считать, что хорошая фотография повествует не о том, что изображено в кадре, а о том, что в кадр не попало. Смотри глубже, оставляй зацепки на историю вне кадра. Одушевляй пейзажи. Создавай рассказы, вмещая в кадр детали, намекающие на историю до и после. 
87. Пейзаж читается как рассказ не тогда, когда в нем присутствует человек, а когда детали указывают на его недавнее присутствие в кадре: брошенный велосипед, бегущая по тропинке чья-то собака, следы на песке, одиноко пребывающие на крыльце галоши и мокрый зонт. 
88. Композиция – понятие относительное. Классические композиции порой скучны, поэтому не бойся ломать ритм, создавать конфликты. 
89. Любое произведение искусства – это, прежде всего, гармония. И она должна присутствовать даже в самом неистовом конфликте. Нарушай правила оправданно и тонко. 
90. Творчество должно главным образом подчиняться потребности творить. Человек создает не потому, что этого ждут другие, а потому, что он не может не творить. 
91. Бери камеру в руки только тогда, когда тебе хочется снимать. Если желания снимать нет – не заставляй себя. Если снимаешь за деньги – забудь о рутине, снимай потому, что тебе это нравится. 
92. Не бойся делиться знаниями. Только при общем развитии есть стимул совершенствоваться и отличаться. 
93. Очищаясь от накопленных знаний, мы освобождаем место для новых. 
94. Смотря и слушая чужие произведения искусства, не торопись в оценках: возможно, они еще выше твоего понимания. 
95. Жизнь нельзя предугадать. Быть может не ты, а кто-то другой рожден для того, чтобы создать великое и твоя задача – помочь ему в этом. 
96. Ищи для себя источники вдохновения и всегда держи их в поле видимости. 
97. Старайся овладеть всем, что накоплено в мировой культуре. Чем больше ты знаешь, тем больше можешь. 
98. Все получится лишь тогда, когда ты отбросишь желания соответствовать общему потоку, кого-то удивить, стать первым. 
99. На пути к успеху в коммерции не может быть неуверенности в себе. На пути к искусству нет места страхам перед неопределенностью. 
100. Только достойное не уничтожается временем. 
2012 © Татьяна Островская
http://photo-element.ru/philosophy/100/100.html
© Автор: Анастасия Александрова, www.photogeek.ru
+0.7
Оцените пост
Анастасия Александрова @nastya_alexandrova_21

Ваш комментарий