часть 2

Фотоаппарат – искусственный орган человеческого тела. Функционально подобен глазу. Он отражает образы внешнего мира и снимает с них копии. Разве что только глаз отправляет эти копии в память для возможности в дальнейшем вообразить (вспомнить) их. Тогда как фотоаппарат возвращает их во внешний мир, дабы дать возможность глазу заново лицезреть зафиксированные образы, но уже как копии. Степень совпадения фотографического изображения с образом сфотографированного предмета или явления напрямую зависит от качества зеркального механизма фотоаппарата. Чем качественнее фотоаппарат как зеркало, тем точнее им будет произведена копия. Но так же верно и обратное: кривое зеркало – дает кривое (дефективное) отражение. И чем больше степень «зеркальной кривизны», тем дальше будет удаляться фотографическая копия (фотография) от похожести на свой оригинал. 

Для документальной (репортажной) фотографии дефективность фотографического «зеркала» – беда, а то и вовсе производственный брак. Тут качество фотографического образа является еще и чуть ли ни первостепенным аргументом, доказывающим достоверность отснятого материала. Но то, что является существенным минусом в фото-репортерстве, может стать существенным плюсом в фото-художестве. Поскольку снятое через искаженное «фотографическое зеркало» изображение, удаленное в похожести от оригинала, может приобретать художественный контекст. И тут уже производственный фотографический брак оборачивается производственным достоинством. 

Неверно будет полагать, что всякий брак фотографа-документалиста автоматически приобретает художественную ценность. Это далеко не так. Тут скорее уместна аналогия с селекцией и мутагенезом. Зародыши семян искусственно помещают в чрезвычайно агрессивную внешнюю среду, чтобы побудить их к мутации. Вследствие чего образуются новые и чаще всего уродливые жизненные формы. Однако среди огромного количества бесполезных, а то и заведомо вредных признаков – попадаются один, два таких, которые качественно превосходят те, что были прежде. Сотворение и отыскивание их — трудоемкий творческий процесс. О нем ёмко высказался В. Маяковский: «…изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды.» 

Художественная фотография, сотворенная таким образом, можно сказать – есть результат «фотографической мутации». Но не фотографы первыми стали практиковать «мутирование» изображений для достижения нужного художественного эффекта. Систему целенаправленной «мутации» объективного образа первыми разработали импрессионисты. В результате цвет, как один из рядовых (фоновых) признаков доимпрессионистской живописи приобрел превосходное качество и стал доминировать над образом. Так же благодаря «мутации» Сезанн следом за цветом вывел на авансцену живописного произведения форму. Это была уже революция. Благодаря высвобожденной, оторванной от первоначального (объективного) образа форме художник обрел способность напрямую погружаться в суть изображаемых вещей. Прежде он это делал косвенно, поскольку объективный (не «мутированный») образ физиологически принуждал созерцающий его взгляд растекаться по поверхности и тем самым препятствовал проникновению вглубь. Безусловно, и прежде выдающиеся произведения отличались бесконечной глубиной. Но она главным образом подразумевалась и прочитывалась умозрительно. Теперь же — разверзлась для непосредственного восприятия. 

© Автор: Сергей Капицин, www.photogeek.ru
0
Оцените пост
Сергей Капицин
@SergeK1972

Ваш комментарий