Дмитрий Асташенко

Портретные откровения Михаила Рыжова

Я считаю фотографию удивительной вещью, поскольку она или прижимает к себе своими объятиями, или вежливо, постепенно, но отталкивать от себя, мол «не спеши, потом, не сейчас». Конечно, любому автору хочется, чтобы фотография тут-же приняла его к себе и провела туда, куда он желает. Посадила, пригрела, и забронировала за тобой твой уникальный талант. И ведь так часто происходит, сам был свидетелем. Со стороны. У других, но у меня так не получалось, наоборот, фотография заставляла меня мёрзнуть, пробираться, через толпу похожих на тебя. Но я  считаю, это интересным.

Несколько лет я делал тестовые фотосессии для одного модельного агентства, суть которых – подбор девушек, подходит ли она для этой работы, или нет. Вскоре, мне надоело это занятие, поскольку агентства требовали демонстрировать лишь глянцевую оболочку девушек, хотя мне всегда интересны были девушки изнутри, увидеть их переживания, эмоции, чтобы перенести их на фотографии, желательно не одной. Вы только представьте, фотография, которая передаёт всю суть человека, как зеркало.

Мне импонируют, что зрители видят в моих работах абсолютно противоположные материи. Одни видят в них трагедии молодого поколения, другие видят в лицах девушек самих себя, третьи пытаются расшифровать их настроение, а четвёртые вглядываться в лица ради того, чтобы увидеть каковы они, девушки, без фотошопа и макияжа. Есть категория зрителей, которая мысленно ставит себя на моё место и думает, смогли бы они сфотографировать как и я. Поэтому я всегда считал и считаю, что фотография должна восприниматься людьми согласно их мировоззрениям, по-разному. Другим словом, в фотографиях должен обязательно присутствовать некий элемент недосказанности.

Я не придерживаюсь каких либо однозначных правил, которые обязательно должны применяться в фотографировании. Этот вид искусства не стоит воспринимать как бином Ньютона, её нельзя заковать в рамки и предугадать. В фотографии не должно быть правил, все правила, стереотипы, законы и интуиция должны быть в вашей голове, от которых и стоит отталкиваться. Фотография исходит от сердца, а не от логарифмической линейки. Считайте это правилом номер раз.

Как работать с моделью? Это очень интересный вопрос. Мне задавали его множество раз, иногда и сами модели, и он всегда вызывал у меня некую загадочную улыбку, которая вводила в ступор человека, задавшего вопрос, поскольку он собирался услышать ответ от меня сразу и подробно. Дело в том, что я не вижу в модели исключительно «модель». Для меня она в первую очередь человек, личность, индивидуальность которой мне интересно раскрывать в каждом новом кадре.

Однажды ко мне на съёмки пришла девушка, по которой я сразу определил, что она впервые видит фотостудию так близко, и что она чувствует себя не в своей тарелке. Я стал с ней разговаривать, после чего предложил: «Держи фотокамеру и попробуй теперь меня сфотографировать так, как будто я Кинг-Конг». Когда шок от предложения у девушки прошёл, она стала бегать вокруг меня, рычащего, давать советы и снимать, снимать, снимать. Процесс фотосъёмки настолько её захватил, что она забыла о сути прихода и о том, что именно она должна была быть на моём месте, под студийными софитами. Эта шутливая затея настолько расслабила девушку, что я без труда смог сделать несколько кадров, которые мне и были нужны.

Я мало заморачиваюсь оборудованием. Признаюсь сразу, большая часть моих портретов снята на штатный зум-объектив, и никаких «фиксов», «полтинников» и прочего у меня в распоряжении нет. Я имею дело лишь с одной моделью, одним источником света и одним объективом. Это то что нужно для успешной съёмки.

По материалам: Михаил Рыжов 

© Автор: Дмитрий Асташенко, www.photogeek.ru

Ваш комментарий