Кто такие фотокритики?

Кто такой фотокритик? Давайте не будем вникать в дебри языкознания, не будем искать в словарях и энциклопедиях смысл этого слова. Не будем разбираться, в чем заключаются «должностные обязанности» фотокритика. Давайте поговорим сегодня о его роли, о его ипостаси. Ведь, согласитесь, профессия фотокртика – профессия многогранная, многоликая и важная.

На наш взгляд, у человека этой профессии можно смело насчитать несколько «ролей».

Роль первая. Искусствовед и культуролог

Как нам кажется, роль искусствоведа и культуролога – это самая главная роль фотокритика. Никто иной, как фотокритик, обобщает и собирает воедино все знания в сфере искусства вообще и фотоискусства в частности. Делать это он может как по своему призванию, так и в силу своего профессионального образования. Настоящий профессиональный фотокритик должен быть знатоком истории искусства, историком фотографии. Он должен, просто обязан знать, как развивалось фотографическое искусство. Это специалист, который без труда увидит уникальность хорошей фотографии, среди сотен тысяч снимков отберет самые наилучшие, заслуживающие внимания, отделит шедевры от проходных работ, отделит новое от старого. И, самое главное, объяснит это зрителям: слушателям или читателям.

Роль вторая. Лидер мнений

Эту роль фотокритика мы поясним на одном простом примере. Представьте себе, что какой-нибудь известный, титулованный и популярный критик в сфере ресторанной индустрии в модном журнале опубликовал очень хороший, доброжелательный отзыв о том или ином кафе или ресторане. Конечно же, приток клиентов в это заведение будет обеспечен со стопроцентной гарантией. Мнение специалиста обычно не подлежит недоверию. И даже если в хорошо разрекламированном кафе посетитель вдруг обнаружит пересоленный салат или не очень свежий антрекот, или останется недоволен тем, как его обслужил официант, скорее всего он спишет все это на временное явление или одноразовые просчеты в работе заведения.

Так уж устроена психология человека. Когда человеку рассказывают об этом психологическом механизме, обычно ему это не нравится. Некоторые даже возмущаться начинают. Но, тем не менее, этот механизм работает. Его формула примерно такова: чаще всего мнение о чем-то у человека складывается не из его собственного опыта, он не сам вырабатывает это мнение, а заимствует его у другого, более авторитетного, на его взгляд, человека. Между прочим, ничего плохого в этом, собственно, и нет. Таким образом человек просто-напросто экономит свою мыслительную энергию.

Вот именно поэтому фотокритика и можно назвать лидером мнений. Он работает для того, чтобы формировать у других людей правильное мнение о фотоискусстве, о том или ином фотографе или какой-нибудь одной из его работ. Фотокритик дает оценку, а другие люди к этой оценке прислушиваются, и чаще всего соглашаются с ней. Иногда, конечно, кто-то может с таким мнением и не соглашаться, но это бывает достаточно редко.

Роль третья. Маркетолог

Хочет того фотокритик, или не хочет, но именно он в основном и влияет на стоимость работ того или иного фотографа. Стоимость фотографии, как и любого другого произведения искусства или артобъекта, складывается, как правило, из нескольких факторов. Из таких, например, как уникальность произведения, его возраст, историческая или культурная ценность, личность автора работы, то, что на ней изображено (или кто…) Немаловажную роль в этом ряду играет и оценка работы критиками. Всего лишь одно веское слово авторитетного фотокритика может как резко понизить стоимость фотографии на рынке, так и взвинтить ее до заоблачных высот.

Роль четвертая. Помощник

Когда фотокритик указывает фотографу на просчеты в его работах, он ни в коем случае не должен оскорбить его, сказать ему что-то обидное. Одна из главных целей разбора той или иной фотографии – указать ее автору на то, что в этой фотографии можно усовершенствовать, изменить так, чтобы она стала лучше. Вторая, но не менее важная цель фотокритика – добро и по-дружески подсказать фотографу пути его развития как художника, направить его творчество в нужное русло.

Достаточно часто любого критика, в том числе и критика в области фотоискусства, авторы не очень-то жалуют, считают его злым, вредным и сердитым человеком. Это очень плохо, когда критик не вызывает доверия у авторов. Такого не должно быть. Как бы это не показалось странным, но с такими авторами нужно бороться. Фотографам фотокритик должен быть другом, а не врагом. И совсем не нужно его бояться.

Роль пятая. Человек искусства

Для того, чтобы уметь оценивать чьи-то эмоции, фотокритику прежде всего самому нужно научиться чувствовать эти эмоции. И причем чувствовать так же тонко, как и сам художник. Живописец свои эмоции изливает на холсте красками, композитор — звуками, архитектор воплощает свои эмоции в совершенных формах зданий… Фотограф же, то, что он чувствует, передает зрителю посредством своего искусства, то есть снимками. А вот фотокритик сродни поэту или писателю. Свои чувства и мысли он передает читателю при помощи слов. Свои мысли он должен изложить грамотно, понятно, последовательно и четко. И, плюс ко всему, хорошим литературным языком. Это очень важно для теоретика в области фотографии. Слово фотокритика должно быть действенным.

Роль шестая. Наставник

Когда фотокритик пишет или рассказывает о работе и творчестве какого-нибудь фотографа, он, хочет того или нет, затрагивает и множество других тем, других видов искусства, процессов и явлений, происходящих в культуре и искусстве в целом. Рассказывая о достоинствах и недостатках той или иной фотографии, настоящий фотокритик глубоко залезает в прошлое и смотрит порой далеко в будущее. Анализируя работу одного автора, он на его примере учит других авторов. Пытается и старается привить фотографам и вообще любителям и ценителям фотоискусства правильный и хороший вкус. Рассматривая и описывая фотографию, он учит видеть и замечать те нюансы, на которые многие другие зрители порой даже и не обращают внимание. Хоть это и звучит возвышенно и красиво, но настоящий фотокритик способен научить зрителя не просто смотреть, а скорее созерцать работу того или иного мастера фотографии. Фотокритик – это учитель вкуса. А уж если кто-то кого-то чему-то учит, то он и сам должен этим владеть в совершенстве. Вот поэтому и напрашивается вывод: фотокритик должен обладать безупречным вкусом.

О ролях и ипостасях фотокритика можно говорить долго. Сегодня мы рассказали лишь о некоторых из них. Их намного больше. Но главным девизом, законом фотокритика должно быть «Не навреди!». И вот ещё что очень важно: фотокритик не должен судить с позиции «хорощо-плохо». Искусство фотографии, как и любое другое искусство, глубоко, многогранно и тонко. Вот на этом уровне и должен работать настоящий фотокритик.

Источник: http://www.takefoto.ru/articles/teoriya_fotografii/1377_kto_takie_fotokritiki

© Автор: Валерий, www.photogeek.ru
0
Оцените пост
Валерий
@Liruik

Комментарии

  • Владимир * @Vladimir1946 • 3 апреля, 08:45, 2016

    Дорогой Валерий, только сейчас «наткнулся» на ваш материал…Читаю длинющий материал. Думаю - толковый парень. Числится в «хороших» писателях (блогерах) заслуженно… Ссылка на копируемый материал все изменила. Указали источник -хорошо (многие и этого не делают). Но… зачем к себе в дневник заносить чужие «вещи»? Бесславное занятие. Блесните своим умом!

  • Валерий @Liruik • 9 июля, 17:32, 2016

    Дорогой Владимир, это не мой материал это раз, я не блогер это два, в свой дневник я вношу то что мне нравится! А то что вас не спросил, уж простите))

Ваш комментарий