Александр Родченко

Биография:

23 ноября 

1891 г. 

Родился в Санкт-Петербурге

 

1908 – 1910 гг.

Работает в технической протезной лаборатории Казанской зубоврачебной школы

 

1911 – 1914 гг.

Учится в Казанской художественной школе

 

1916 – 1921 гг.

Активно занимается авангардной живописью, графикой и пространственными конструкциями, ищет новые формы в искусстве.

 

1920 г.

Становится профессором живописного отделения ВХУТЕМАСа

 

1921 г.

На выставке 5х5=25 демонстрирует триптих из трех монохромных цветов «Гладкий цвет». Объявляет о завершении творческих поисков в живописи и переходе к «производственному искусству».

 

1922 – 1930 гг.

Занимает должность профессора металлообрабатывающего факультета ВХУТЕМАСа

Родченко

в производственном костюме. 

Фото М. Кауфмана. 1922 г.

1923 г.

Создает серию фотомонтажей для оформления издания поэмы Маяковского «Про это»

1924 г.

Обращается к фотографии. Создает ряд психологических портретов друзей и близких

 

1925 г.

Участвует в оформлении советского раздела Международной выставки Декоративного искусства и художественной промышленности, получает серебряную медаль за интерьер «Рабочего клуба»

 

1926 г.

Публикация первых ракурсных снимков зданий в журнале «Советское кино» (серии «Дом на Мясницкой», 1925 и «Дом Моссельпрома», 1926).

 

1927 г.

Публикует свои снимки и статьи о фотографии в журнале «Новый ЛЕФ», членом редколлегии которого является. Участвует в выставке «Советская фотография за 10 лет» (1928, Москва).

 

1930 г.

Создает фотогруппу в объединении «Октябрь», из которой впоследствии формируется группа «левых» фоторепортеров «Октябрь».

 

1931 г.

На выставке группы «Октябрь» в Москве показывает фотографии («Пионерка», «Пионер-трубач», «Лесопильный завод Вахтан»), ставшие поводом для обвинения художника в формализме.

 

1932 г.

Выходит из объединения «Октябрь», становится фотокорреспондентом по Москве издательства Изогиз.

Александр Родченко.

Фото А. Скурихина. 1934 г.

1933 г.

Снимает строительство Беломорканала в Карелии.

1935 г.

Возвращается к живописи. Создает первые серии снимков, посвященные спорту.

Родченко на стадионе Динамо.

Автор фото неизвестен. 1935 г.

1935—1938 гг.

Член жюри и художник-оформитель фотовыставок, член редколлегии журнала «Советское фото», входит в состав Президиума фотосекции Профсоюза кинофотоработников. Снимает спортивные парады на Красной площади.

1940 г.

Создает несколько серий снимков, посвященных цирку, которые должны были быть опубликованы в тематическом выпуске журнала «СССР на стройке», никогда не увидевшем свет.

 

1941—1942 гг.

Находится в эвакуации в городе Очер Пермской (Молотовской) области.

 

1943—1945 гг.

Занимает должность Главного художника Дома техники, участвует в оформлении выставок и альбомов, занимается живописью.

 

1945—1955 гг.

Участвует в оформлении альбомов («25 лет Казахской ССР», «300 лет воссоединения Украины с России», «Белинский» и др.), делает серию монографических плакатов для Госкультпросветиздата («Маяковский», «Леонардо да Винчи» и др.)

Александр Родченко.

Фото В. Ковригина. 1948 г.

1951 г.

Исключен из Союза художников

1954 г.

Восстановлен в Союзе художников

 

3 декабря 

1956 г.

Скончался в Москве.

Жизнь и творчество:

Александр Родченко родился в 1891 году в семье театрального бутафора. Его отец отнюдь не желал, чтобы сын пошел по его стопам, и всеми силами стремился дать мальчику «настоящую» профессию. В автобиографических записках Родченко вспоминал: «В Казани, когда мне было лет 14, я забирался на крышу летом и писал дневник в маленьких книжках, полный грусти и тоски от неопределенного своего положения, хотелось учиться рисовать, а учили на зубоврачебного техника…» Будущий фотограф-авангардист успел даже два года поработать в технической протезной лаборатории Казанской зубоврачебной школы доктора О.Н. Натансона, но в возрасте 20 лет оставил занятия медициной и поступил в Казанскую художественную школу, а затем и в московское Строгановское училище, которое открыло ему путь к самостоятельной творческой жизни. К фотографии Родченко обратился не сразу. В середине десятых годов XX века он активно занимался живописью, а его абстрактные композиции принимали участие во многих выставках. Немного позже он проявил свой талант на новом поприще, приняв участие в оформлении кафе «Питтореск» в Москве, и на какое-то время даже отказался от живописи, обратившись к «производственному искусству» – течению, в крайней своей форме отрицавшему искусство и обращавшемуся сугубо к созданию утилитарных предметов. Кроме того, в конце десятых – начале двадцатых годов молодой художник много участвовал в общественной жизни: он стал одним из организаторов профсоюза художников-живописцев, служил в отделе ИЗО Наркомпроса, заведовал Музейным бюро. Первые шаги Родченко на ниве фотографии относятся к началу 20-х годов, когда он, в то время театральный художник и дизайнер, столкнулся с необходимостью фиксировать на пленку свои работы. Открыв новое для себя искусство, Родченко был им полностью очарован – правда, в фотографии, как и в живописи, он в то время больше интересовался «чистой композицией», исследуя, как влияют друг на друга расположенные на плоскости предметы. Стоит отметить, что как фотографу Родченко повезло больше, чем как художнику – первого быстрее признали. Довольно скоро молодой фотограф создал себе репутацию новатора, выполнив ряд коллажей и монтажей с использованием собственных фотографий и вырезок из журналов. Работы Родченко печатались в журналах «Советское фото» и «Новый ЛЕФ», а Маяковский пригласил его для иллюстрирования своих книг. Фотомонтажи Родченко, использованные при оформлении издания поэмы Маяковского «Про это» (1923 г.) буквально стали началом нового жанра. С 1924 года Родченко все чаще обращался к классическим областям фотографии – портрету и репортажу – однако и здесь неугомонный новатор не позволил сложившимся традициям диктовать себе условия. Фотохудожник создал свои собственные каноны, обеспечившие его работам почетное место в любом современном учебнике фотографии. В качестве примера можно привести серию портретов Маяковского, выполняя которые Родченко отбросил все традиции павильонной съемки, или «Портрет матери» (1924 год), ставший классикой съемки крупным планом. Большой вклад внес фотограф и в развитие жанра фоторепортажа – именно Александр Родченко первым применил многократную съемку человека в действии, которая позволяет получать собирательное документально-образное представление о модели. Фоторепортажи Родченко публиковались в целом ряде центральных изданий: газете «Вечерняя Москва», журналах «30 дней», «Даешь», «Пионер», «Огонек» и «Радиослушатель». Однако настоящей «визитной карточкой» Родченко стали ракурсные снимки – художник вошел в историю с фотографиями, сделанными под непривычным углом, с необычной и зачастую неповторимой точки, в ракурсе, искажающем и «оживляющем» обычные предметы. Например, фотографии, отснятые Родченко с крыш (верхний ракурс), настолько динамичны, что кажется, будто фигуры людей вот-вот начнут двигаться, а камера поплывет над городом, открывая захватывающую панораму – неудивительно, что первые ракурсные снимки зданий (серии «Дом на Мясницкой», 1925 и «Дом Моссельпрома», 1926) были опубликованы в журнале «Советское кино». Примерно к этому же времени относится и дебют Родченко в качестве теоретика фотографии: с 1927 года в журнале «Новый ЛЕФ», членом редколлегии которого он являлся, художник начал публиковать не только снимки, но и статьи («К фото в этом номере», «Пути современной фотографии» и др.) Однако для начала 30-х годов некоторые его эксперименты показались слишком смелыми: в 1932 году высказывалось мнение, что знаменитый, снятый с нижней точки «Пионер-трубач» Родченко похож на «откормленного буржуа», а сам художник не хочет перестраиваться в соответствии с задачами пролетарской фотографии. Съемка строительства Беломорканала в 1933 действительно заставила Родченко во многом переосмыслить отношения искусства и реальности, которая казалась художнику все менее вдохновляющей. Именно в это время на фотографиях Родченко невиданные стройки социализма и новая советская действительность стали уступать место особому миру спорта и волшебной реальности цирка. Последнему Родченко посвятил целый ряд уникальных серий – снимки должны были войти в специальный номер журнала «СССР на стройке». К сожалению, выпуск был подписан в печать за пять дней до начала Великой Отечественной войны и никогда не увидел свет. В послевоенные годы Родченко много работал в качестве оформителя и вернулся к живописи, хотя по-прежнему нередко обращался к любимому жанру фоторепортажа. Его «нестандартное» творчество по-прежнему вызывало в официальных кругах определенные сомнения – закончились разногласия художника и власти в 1951 году исключением Родченко из Союза художников. Впрочем, спустя всего три года, в 1954 году, художник был вновь восстановлен в этой организации. 3 декабря 1956 года Александр Родченко скончался в Москве от инсульта и был похоронен на Донском кладбище.

Фотографии 1924-1930 гг.

Лиля Брик. Снимок для рекламного плаката 1925 г.
Николай Асеев в мастерской Родченко 1924 г.
Портрет матери (полный кадр) 1924 г.
Писатель и критик Осип Брик, один из основателей журнала 1924 г. Родченко использовал портрет Брика для одного из вариантов обложки журнала ЛЕФ.
Владимир Маяковский 1924 г.
Евгения Соколова (Жемчужная) демонстрирует спортивный костюм спроектированный Варварой Степановой 1924 г. Снято в мастерской Родченко.
Архитектор, живописец, декоратор Александр Веснин 1924 г.
Бокалы. Из серии Стекло и свет 1926г.
Бокалы. Из серии Стекло и свет 1926г.
Кувшин. Из серии Стекло и свет 1926 г. Серия снята фотоаппаратом 9х12.
Трамвай 1926 г.
Лодки 1926 г.
Шуховская башня 1929 г.

 Фотоработы:

http://club.foto.ru

© Автор: Марина Гончарова, www.photogeek.ru
+0.67
Оцените пост
Марина Гончарова
@Gon4arova

Комментарии

Ваш комментарий