Технический словарь

 

Технический словарь

 

1.    SLR Camera (Single-Lens-Reflex) — однообъективная зеркальная камера. 

2.   ЕХ — Серия объективов выпускаемых компанией SIGMA. Объективы серии ЕХ отличает высокое качество исполнения, отличные оптические характеристики и удобный дизайн. 

3.   USM — Сокращение, используемое фирмой Canon для обозначения ультразвукового мотора фокусировки. 

4.   AE Lock — Функция фиксации (запоминания) экспозиции. Данная функция позволяет, померив экспозицию по одному сюжету, сделать снимок другого сюжета с теми же экспо-параметрами. 

5.   VGA — формат видеографического стандарта воспроизведения изображения, именно в нем по умолчанию обычно работает монитор компьютера. VGA также называют режим работы в разрешении 640х480 точек. 

6.   Li-ion – литий — ионная аккумуляторная батарея. Отличается повышенной экономичностью и отсутствием «эффекта памяти», который снижает емкость элемента питания в случае зарядки при его неполной разрядке. 

7.   Dot per inch (DPI) — точки на дюйм. 

8.   Фокус объектива – точка на оптической оси объектива, в которой сходятся все лучи выходящие из оптической системы, при условии, что на оптическую систему падает параллельный пучок лучей (от бесконечно удаленного источника света). Плоскость, перпендикулярная оптической оси, на которой находится эта точка, называется фокальной плоскостью. На этой плоскости, находящейся там, где расположена пленка в камере, объект виден резко и, как говорят, находится «в фокусе». При обычных фотообъективах, состоящих из нескольких линз, фокус можно отрегулировать таким образом, чтобы световые лучи от объекта, расположенного ближе, чем в «бесконечности», сходились в какой-то точке на фокальной плоскости. 

9.    Диафрагма – это фокусное расстояние объектива, деленное на диаметр входного зрачка (видимого со стороны объекта), равно относительному отверстию N (численному значению диафрагмы). Надпись f/4 обозначает 1/4 фокусного расстояния. Освещенность изображения на пленке обратно пропорциональна квадрату относительного отверстия. Глубина резкости увеличивается, но дифракция уменьшает резкость с увеличением значения диафрагмы. Диафрагма — непрозрачная преграда, ограничивающая поперечное сечение световых пучков в оптических системах (в телескопах, дальномерах, микроскопах, спектроскопах, кино- и фотоаппаратах и др.). Роль диафрагмы часто играют оправы линз, призм, зеркал и др. оптических деталей, зрачок глаза, границы освещённого предмета, в спектроскопах — щели. Размеры и положение диафрагмы определяют освещённость и качество изображения, глубину резкости и разрешающую способность оптической системы, поле зрения. 

10.     Гиперфокальное расстояние — минимальное расстояние, на котором объекты изображаются резко, когда объектив сфокусирован на бесконечность h = f^2/(N*c). 

11.   Круг нерезкости — Поскольку у всех объективов есть определенные аберрации и астигматизм, они не могут идеально сводить лучи от точки объекта, чтобы они образовывали истинную точку изображения (т.е. бесконечно малую точку с нулевой площадью). Другими словами, изображения образуются из комплекса точек, имеющих определенную площадь или размеры. Поскольку изображение становится менее резким по мере увеличения размеров этих точек, то эти точки называют «кругами нерезкости». Таким образом, один из факторов, определяющих качество объектива, это самая малая точка, которую он может образовать, или его «минимальный круг нерезкости». Максимально допустимый размер точки на изображении называется «допустимым кругом нерезкости». Для 35мм камер диаметр кружка нерезкости обычно принимают с=0.03мм или с=1/1720 от диагонали кадра, что дает 0.025 для 35мм пленки. 

12.    Угол поля зрения — площадь съемочного плана, выраженная как угол, который может быть воспроизведен объективом в виде резкого изображения. Номинальный диагональный угол зрения определяется как угол, образуемый воображаемыми линиями, связывающими вторую главную точку объектива с обоими концами диагонали изображения (43,2 мм). Данные объектива с электронной фокусировкой обычно включают горизонтальный (36 мм) угол зрения и вертикальный (24 мм) угол зрения. Угол зрения и круг изображения можно рассчитать как 2*arctan(X/(2*f*(M+1))), где Х — ширина, высота или диагональ кадра, М — увеличение. 

13.     Минимальное и максимальное расстояние — минимальное и максимальное расстояния, на которых объекты изображаются резко могут быть рассчитаны следующим образом: Sclose = h * So / (h + (So — f)) Sfar = h * So / (h — (So — f)) Если знаменатель равен нулю или отрицателен, то Sfar = бесконечности. 

14.    Глубина резкости объектива — диапазон расстояний, в пределах которых все объекты на фотографии получаются резкими. Глубина резкости объектива — расстояние, измеренное вдоль оптической оси объектива в пространстве изображения, в пределах которого оптическое изображение, образуемое объективом, обладает допустимой резкостью. frontdepth = So – Sclose frontdepth = Ne*c/(M^2 * (1 + (So-f)/h)) frontdepth = Ne*c/(M^2 * (1 + (N*c)/(f*M))) reardepth = Sfar – So reardepth = Ne*c/(M^2 * (1 — (So-f)/h)) reardepth = Ne*c/(M^2 * (1 — (N*c)/(f*M))) Задняя дистанция резкости равна бесконечности, если знаменатель равен нулю. 

15.    Аберрация — дефекты изображения, которые возникают из-за ограничений при проектировании и изготовлении объективов. Изображение, созданное идеальным фотообъективом, должно иметь следующие характеристики: 1) точка должна быть образована как точка; 2) плоскость (такая, как стена), перпендикулярная оптической оси, должна быть образована как плоскость; 3) изображение, образованное объективом, должно иметь такую же форму, как сам объект. Кроме того, с точки зрения выражения изображения объектив должен показать истинный цвет воспроизводимого объекта. Практически идеальная работа объектива возможна только в том случае, если используются, лишь лучи света, поступающие в объектив вблизи оптической оси, и если свет монохроматический (свет только одной конкретной длинны волны). Однако в случае с обычным объективом, где большая апертура используется для получения достаточной яркости и объектив должен сводить вместе лучи, проходящие не только вблизи оптической оси, но от всех частей изображения, крайне трудно создать вышеупомянутые идеальные условия в силу существования следующих помех: 1) Поскольку большинство объективов построено лишь из линз со сферическими поверхностями, лучи света от одной точки объекта не отображаются на изображении в виде идеальной точки. (Проблема, которой невозможно избежать при сферических поверхностях.) 2) У различных типов света( т.е., у волн различной длины) разные положения фокальной точки. 3) Есть много требований, связанных с изменениями угла зрения ( в особенности в объективах с переменным фокусным расстоянием и в телефотообъективах). Основные типы аберраций: -сферическая аберрация. Свет, проходящий через края линзы, фокусируется на ином расстоянии, чем свет, проходящий ближе к центру линзы, — кома. Расстояние от оптической оси, на котором отображается точка объекта, расположенного не на оси, изменяется с расстоянием от центра объектива, -кривизна поля изображения. Точки плоскости в пространстве предметов точно фокусируются на искривленной поверхности, а не на плоскости (пленки), -дисторсия (подушка или бочка). Изображение квадратного предмета имеет выпуклые или вогнутые стороны, -хроматическая аберрация. Положение (вперед и назад) точного фокуса зависит от длины волны, -дополнительные цвета. Увеличение зависит от длины световой волны. Действие всех аберраций (за исключением дисторсии и дополнительных цветов) можно уменьшить диафрагмированием. Кривизна поверхности не устраняется диафрагмированием. 

16.     Дифракция — явление, при котором световые волны попадают в район тени от объекта. Это свойство световых лучей образовывать чередующиеся полосы и кольца, после того как лучи от светящейся точки или линии обойдут края непрозрачных небольших предметов. (игла, волос) или пройдут через узкие отверстия (узкая щель, сетка). Явления Д. объясняются интерференцией света. В случае с фотообъективом экспозиция часто регулируется путем изменения размера диафрагмы объектива (апертуры), чтобы отрегулировать количество света, проходящего через объектив. Дифракция в фотообъективе происходит при малых диафрагмах, когда ребра диафрагмы мешают прохождению световых волн по прямой линии, в результате чего лучи света проходят близко к ребрам диафрагмы, огибая эти ребра на пути через диафрагму. Дифракция вызывает уменьшение контрастности и разрешающей способности изображения, в результате чего получается неконтрастное изображение. Хотя дифракция имеет тенденцию появляться тогда, когда диаметр диафрагмы меньше определенного размера, на самом деле она зависит не только от диаметра диафрагмы, но и от различных факторов, таких, как длинна волны света, фокусное расстояние и светосила объектива. 

17.      Линза насадочная — Положительные или отрицательные линзы, надеваемые на объектив для изменения фокусного расстояния. Положительная уменьшает суммарное фокусное расстояние, отрицательная, соответственно, увеличивает. Маркируются в диоптриях. 

18.    Максимальное разрешение — Самое большое изображение (в пикселях), которое может обеспечить фотокамера. 

19. Мира — От франц. mira, mirer – рассматривать на свет, прицеливаться, метить. Специальный тест, который предназначен для определения качества изображения при тестировании. Так тестируют, например, объективы. Мира – это пластинка или бумага с нанесенным рисунком. Существуют радиальные и штриховые миры. Разрешающая способность объектива определяется по воспроизведению штриховых или радиальных мир на изображении. 

20.   Мягкорисующий объектив — Объектив, создающий смягченные изображения с пониженным контрастом за счет уменьшения резкости. «Смягчение» контраста изображения обусловлено остаточными аберрациями объектива либо создается с помощью насадок, обеспечивающих уменьшение резкости изображения. В качестве насадок используют мелкие сетки, «диффузионные» оптические насадки. 

21.    Нормальный объектив — Объектив считается нормальным («штатным»), если диагональ кадра приблизительно равна фокусному расстоянию объектива. Для 35мм камер это объектив с фокусным расстоянием 50 мм. 

22.   Оптический клин — Явление, когда все цвета в изображении смешаны без видимых переходов и градаций. Оптический клин считается золотым стандартом фотореалистичного изображения. 

23.   Параллакс — Эффект несовпадения границ кадра, который определяется через видоискатель, и кадра, который формируется объективом на матрице. Параллакс возникает вследствие несовпадения оси оптического видоискателя и оси объектива фотокамеры. Эффект параллакса особенно проявляется при съемке крупным планом и при макросъемке. 

24.   Пентапризма — От англ. pentaprism. Пятиугольная стеклянная призма, используемая в видоискателях зеркальных камер. Дает прямое, не перевернутое изображение объекта съемки. 

25.   Перспектива — В зависимости от фокусного расстояния объектива объекты дальнего плана могут оказаться ближе или дальше от объекта съемки. Этот зрительный эффект называется перспективой. Широкоугольные объективы, как правило, визуально увеличивают расстояние между объектом и фоном, из-за чего кажется, что объекты заднего плана находятся дальше от снимаемого объекта, чем на самом деле. Телеобъективы сокращают расстояние между объектом съемки и фоном, из-за чего объекты заднего плана кажутся ближе, чем на самом деле. Широкоугольные объективы используются, когда нужно показать и сам объект съемки, и фон, телеобъективы акцентируют внимание только на объекте съемки. 

26.   Подушкообразная дисторсия — По причине не идеальности конструкции объектива появляется искажение на изображении. Обычно эффект возникает при съемке широкоугольным объективом. На изображении горизонтальные и вертикальные линии вогнуты к центру кадра. 

27.    Проводка — Специальный прием съемки движущегося объекта с целью получить снимок, который подчеркивает движение. Объект получается четким на размытом фоне. Съемка с проводкой предусматривает относительно длинную выдержку. Камера плавно перемещается вслед за движением объекта. 

28.   Просветление — Оптическое просветление уменьшает коэффициент отражения поверхностей линз. На них наносятся непоглощающие пленки, у которых толщина соизмерима с длиной волны оптического излучения. Без них потеря на отражение света может достигать 10 процентов от интенсивности падающего излучения. А в объективе с большим числом поверхностей – до 70 процентов. Многократное отражение от преломляющих поверхностей приводит к появлению внутри объектива рассеянного света, что ухудшает качество изображения. В основе лежит просветления – интерференция света, отражаемого от передней и задней границ пленки. Взаимно погашаются отраженные световые волны, и усиливается интенсивность проходящего света. 

29.    Растр — От немецкого слова raster, от латинского – rastrum: «грабли», «мотыга». Специальные сетки с частотой линий от 20 до 100 на 1 см, применяемые в полиграфии при репродуцировании полутоновых оригиналов. Растр также применяется для получения стереоскопических (объемных) изображений. 

30.   Разрешающая способность объектива — Свойство фотографического объектива раздельно передавать на оптическом изображении мелкие детали, измеряется в линиях на мм. 

31.     Рыбий глаз — Вариант сверхширокоугольного объектива, угол обзора которого составляет 180° и более. Угол обзора имитирует зрение рыбы. Изображение имеет сильную бочкообразную дисторсию. Такие объективы применяются с целью получить специальный художественный эффект. 

32.   Сверхширокоугольный объектив — Объектив имеет угол обзора больше 90°, чему соответствует фокусное расстояние 24 мм (для 35мм камер). 

33.   Светосила — Максимальное значение диафрагмы при данном фокусном расстоянии. 

34.   Светочувствительность — Численное значение общей светочувствительности. Выражается в единицах ISO (международный стандарт). При переходе от одного числа светочувствительности к другому выдержка меняется обратно пропорционально числам светочувствительности. 

35.   Синхронизация со вспышкой — Минимальное время полного открывания затвора, которое необходимо, чтобы достаточно проэкспонировать кадр, который снимается со вспышкой. 

36.   Стабилизатор — При съемке с длинными выдержками возникает опасность смазывания изображения в том случае, если фотокамера не закреплена на жестком основании. Для устранения эффекта смазывания («шевеленки») производители фотокамер используют оптическую стабилизацию (IS – у Canon, VR – у Nikon, O.I.S. – у Panasonic, OS у Sigma), в которой неподвижность проецируемого изображения на светочувствительный материал (элемент), фотокамеры обеспечивается подвижным элементом оптической системы. Системы AntiShake (Konica Minolta) и Super Steady Shot (Sony) основаны на сдвиге матрицы – принцип работы тот же, что и у других систем, но движется не элемент объектива, а сам сенсор. Преимущество такой системы в том, что она работает с любыми объективами. 

37.    Стоп — Ступень экспозиции. Это означает для диафрагмы разницу между двумя соседними значениями: например, между f/4 и f/5,6. Если речь идет о выдержке, то время изменяется в два раза. Стоп означает, что количество света, который попадает на светочувствительный элемент, меняется в два раза. 

38.   Анастигмат — От греч. an – «не», «без» и «астигматизм». Это объектив, в котором используются специально подобранные линзы, исправляющие аберрации. 

39.    Апертура — От лат. aperture – отверстие. Это величина, которая обозначает отверстие оптической системы (объектива), используемое в момент съемки. Апертура объектива определяет количество света, которое проходит через объектив, и разрешающую способность объектива. 

40.   Асферическая оптика — От греч. А – «не», «без» и sphaira – «шар». Производство оптических элементов с асферическими поверхностями позволяет создавать оптические системы с улучшенной коррекцией аберраций. Элементы с асферической поверхностью имеют несферическую форму: эллипс, цилиндр, парабола. Они получаются нанесением на сферическую поверхность переменного по толщине слоя прозрачного или отражающего вещества. 

41.    АЦП –аналогово-цифровой преобразователь — Микросхема, которая используется в фотокамере. Она предназначена для преобразования полученного с матрицы изображения в цифровой формат данных, который может использоваться в компьютере. 

42.   Байонет — От англ. bayonet – «штыковое соединение». Разъем для крепления съемного объектива к корпусу камеры. Все ведущие производители камер имеют свой стандарт байонета, который не совместим с продукцией других фирм. 

43.   Виньетирование — От франц. vignette – «заставка». Частичное затемнение пучка лучей света, проходящих через объектив, наклонных по отношению к оптической оси. В результате освещенность изображения постепенно падает при переходе от центра к краям. Причиной может служить как конструкция объектива, так и дополнительные оптические насадки, бленда. 

44.   Высокий ключ — Специальный изобразительный прием, с помощью которого создается нежная по градации, почти воздушная и мягкая фотография, практически целиком состоящая из «белого» с очень светлыми серыми тонами. 

45.   Гистограмма — График, показывающий распределение на изображении тонов. По горизонтали отображается шкала яркости тонов: от белого до черного. А на вертикальной оси показывается число пикселей заданной яркости на изображении. Гистограмма позволяет точно устанавливать экспозицию. 

46.   Глубина резкости — Расстояние вдоль оптической оси объектива в пространстве изображений, в пределах которого оптическое изображение, образуемое объективом, обладает достаточной резкостью. При фокусировке на объект в фокусе оказывается еще и часть пространства за объектом и перед объектом. К этому пространству и относится термин «глубина резкости». Она увеличивается, если закрывать диафрагму, и уменьшается, если раскрывать диафрагму. При неизменной диафрагме глубина резкости тем меньше, чем меньше дистанция, на которую фокусируется объектив, и тем больше, чем длиннее дистанция съемки. Глубина резкости зависит от фокусного расстояния объектива: при одинаковых значениях диафрагмы и дистанции до объекта глубина резкости будет больше для объективов с меньшими фокусными расстояниями (широкоугольных) и меньше для объективов с большими фокусными расстояниями (телеобъективов). Небольшие диафрагменные числа подходят для съемки портретов, сюжетов, у которых только центральный объект должен быть в фокусе, а остальная часть кадра размытой. Большие диафрагменные числа подходят для фотографий, на которых все должно быть в фокусе – пейзажи, групповые снимки. 

47.    Диафрагменное число — Значение установленной на объективе диафрагмы называется диафрагменным числом. Это величина, обратная значению относительного отверстия объектива. Этот параметр, как и выдержка, определяется при съемке. Диафрагменное число равно отношению фокусного расстояния объектива к максимальному диаметру его входного зрачка. Значения наносятся на оправу объектива. Шкала диафрагменных чисел построена по принципу шкалы светочувствительности: при переходе от одного значения к другому – соседнему, диаметр отверстия увеличивается (уменьшается) примерно в 1,4 раза. При изменении диафрагменного числа на одно деление количество света, которое проходит через объектив, изменяется в два раза. Чем больше диафрагменное число, тем меньше действующее отверстие диафрагмы, пропускающее по сравнению с предыдущей величиной в два раза меньше света. И наоборот – чем меньше диафрагменное число, тем больше действующее отверстие диафрагмы, пропускающее по сравнению с предыдущей величиной в два раза больше света. Для удобства принят единый международный ряд величин относительных отверстий объектива. Диафрагменное число – также мера светосилы объектива, она влияет на скорость и точность автофокусировки, на способность снимать в условиях недостаточного освещения. Чем меньше диафрагменное число F, тем больше диаметр отверстия диафрагмы и тем больше света попадает на матрицу камеры. Стандартные значения F составляют ряд: 1,0, 1,4, 2, 2, 8, 4, 5,6, 8, 11, 16, 22, 32. 

48.   Длиннофокусный объектив — Объектив, фокусное расстояние которого больше чем в 1,5 раза превосходит диагональ кадра (поля изображения). Длиннофокусный объектив позволяет получать крупномасштабные снимки удаленных объектов. 

49.    Затвор — Устройство фотокамеры, позволяющее регулировать время экспонирования. 

50.   Зум — объектив — Объектив с переменным фокусным расстоянием. 

51.    Кольцевая вспышка- Фотовспышка в форме кольца, которая размещается вокруг объектива камеры. Она создает почти бестеневое освещение, применяется при съемке макро. 

52.   Кратность зума — Кратность изменения фокусного расстояния объектива. Она равна отношению максимального фокусного расстояния объектива к его минимальному фокусному расстоянию (в мм). 

53.   Телеобъектив — Объектив, позволяющий снимать удаленные предметы с большим, чем у обычных объективов, увеличением. В обиходе часто используют вместо понятия «длиннофокусный объектив», означающего объектив с фокусным расстоянием большим, чем диагональ кадра. 

54.   Фикс-фокус — Или фикс-фокал – тип объективов, фокусное расстояние которых постоянно. Они не позволяют приближать или удалять объект съемки относительно заданного фокусного расстояния. Чаще всего – сменный объектив для зеркальной камеры. 

55.   Приоритет выдержки — съемка при которой выдержка выставляется вручную, а диафрагма подстраивается автоматически (на основании замера) . 

56.   Приоритет диафрагмы — съемка, при которой диафрагма задается вручную, а выдержка подстраивается автоматически (на основании замера). 

57.    1080i — произносится «ten-eighty interlaced» (тэн-эйти интерлэйсед) или «ten-eighty eye» (тэн-эйти аи) — Формат ТВЧ, в котором 1080 строк изображения выводятся с использованием чересстрочной развертки. 

58.   Фокусное расстояние объектива – расстояние от задней линзы объектива до точки, в которой образуется резкое изображение бесконечно удаленного предмета. Фокусное расстояние — расстояние между пленкой и оптическим центром объектива, сфокусированного на бесконечность. По соотношению Фокусное расстояние и диагонали кадра объективы подразделяются на нормальные, короткофокусные, длиннофокусные, а также на объективы с переменным фокусным расстояние. — это расстояние от главного фокуса до оптического центра. 

59.    Дисторсия — это оптическое искажение, выражающееся в искривлении прямых линий. В зависимости от того, становятся ли прямые линии вогнутыми или выпуклыми, дисторсию называют подушкообразной или бочкообразной. Объективы с переменным фокусным расстоянием имеют тенденцию создавать бочкообразную дисторсию на «широком угле» (минимальное значение «зума») и подушкообразную — в режиме «телефото» (максимальное значение «зума»). 

60.   Экспопары — Сочетание выдержки и диафрагмы, которое определяет экспозицию. Имеет принцип взаимозаменяемости – экспозиция сохраняется при переходе от одной экспопары к другой. Если один из параметров увеличивается, то второй соответственно уменьшается. 

© Автор: Алексей Исправников, www.photogeek.ru
+1.4
Оцените пост
Алексей Исправников @Alex_Viber

Комментарии

Ваш комментарий