Сергей Прокудин-Горский. У истоков цветной фотографии.

Искусство фотографии позволяет каждому из нас, будто повернув время вспять, наслаждаться давно минувшими мгновеньями. Особую роль фотография играет в истории. Снимки, сделанные много десятилетий назад, дают возможность прикоснуться к жизни наших предков, полюбоваться старинной природой, увидеть уникальные архитектурные объекты, сегодня стертые с лица Земли. Начало ХХ века принято считать эпохой черно-белой фотографии – нечетких и малоконтрастных изображений. И мало кто знает, что уже на рубеже XIX и XX столетий существовала технология получения цветных снимков достаточно высокого качества. В России у истоков развития цветной фотографии стоял Сергей Прокудин-Горский – фотограф, сумевший во всех красках запечатлеть живописные уголки Российской империи.

Ласточкино гнездо 1905-1915 гг.

Сергей Прокудин-Горский родился в 1863 году. Этот человек был химиком, изобретателем, педагогом, издателем и общественным деятелем в одном лице. Но наиболее значимый вклад Прокудин-Горский внес в развитие искусства цветной фотографии.

Сергей Прокудин-Горский

Получив химическое образование, Прокудин-Горский отправился в Германию, где познакомился с работами немецкого мастера по цветовоспроизведению А. Мите. Именно это событие стало судьбоносным для молодого химика – с тех пор Прокудин-Горский увлекся фотографией и начал первые исследования в неизученной до сих пор области создания цветных снимков. В конце XIX столетия после нескольких лет работы фотограф впервые заявил о возможности получения цветных фотографий. После успешного старта Прокудин-Горский продолжал свои исследования, регулярно публиковал многочисленные статьи на тему воспроизведения цвета, а уже в начале ХХ века фотографом была сделана серия цветных снимков. Одна из первых масштабных фотосессий была проведена в 1905 году, когда в ходе путешествия по Российской империи Прокудин-Горский получил около 400 цветных фотографий различных уголков Крыма, Кавказа и Украины. Работы фотографа стали неотъемлемой частью многих европейских и российских фотовыставок.

Страница альбома фотографа
Рязань, 1912 год
Смоленск, 1912 год
Уфа, 1910 год
Алупка, Крым, 1905-1915 гг
Баку, 1912 год
Витебск, 1912 год
Владимир, 1911 год
Коломна, 1912 год
Река Ока, 1912 год

Для создания своих фотографий Прокудин-Горский применял черно-белые фотопластинки – светочувствительный материал, выполненный в виде твердой подложки, покрытой светочувствительной эмульсией. Данный материал использовался для создания фотографий в конце XIX и в начале ХХ столетия, после чего конкуренцию фотопластинкам составили пленочные материалы. Для повышения светочувствительности фотопластинки Прокудин-Горский использовал фотоэмульсии, разработанные по собственному рецепту. Фотоаппарат изобретатель также изготовил собственноручно на основе фототехники своего учителя А. Мите.

Фотоаппарат А. Мите — прототип фотоаппарата Прокудина-Горского

Технология съемки была, на первый взгляд, проста, но вместе с тем гениальна. С одной позиции фотограф последовательно делал три быстрых снимка, используя три вида цветных светофильтров – красный, синий и зеленый. Для создания трех снимков использовалась одна пластинка, перемещаемая в вертикальном направлении.

Стеклянный негатив

Быстро сдвигая фотопластинку, можно было последовательно запечатлеть три кадра с минимальной задержкой во времени. Трехкратные снимки производились не одновременно, поэтому такие объекты как облака, текущая вода, дым, ветви деревьев, а также движущиеся фигуры и лица воспроизводились с небольшими искажениями. В результате на одной фотопластинке создавались три негатива, из которых методом контактной печати изготавливался позитив.

Просмотреть полученные фотографии можно было с помощью специального проектора, оснащенного тремя объективами. Каждый из трех кадров проецировался через светофильтр соответствующего цвета. В результате наложения трех проекций получалось полноцветное изображение. Цветные изображения можно было просматривать не только в виде слайдов, но и печатать на бумаге. Однако типографские технологии того времени не позволяли распечатывать снимки в надлежащем качестве, поэтому цветные изображения тех лет были немного расплывчатыми.

В 1909 году произошло событие, ставшее знаковым для Прокудина-Горского. Цветными фотографиями заинтересовался Николай II, в результате фотограф получил организационную поддержку для реализации своей грандиозной идеи – во всех цветах запечатлеть достопримечательности страны. Прокудин-Горский планировал получить около 10 тысяч фотографий старинных храмов, заводов, монастырей и прочих наиболее знаменитых объектов Российской Империи.

Карта мест фотосъемок Прокудина-Горского (Нажмите для увеличения)

Но запечатлеть удалось лишь часть страны. Реализовать масштабный проект помешали государственные бедствия. Последняя серия фотоснимков была сделана в 1916 году. Множество негативов были отпечатаны на бумаге в виде цветных фотооткрыток и иллюстраций в книгах. Некоторые фотографии были изданы в большом масштабе в виде настенных картин. Качество напечатанных цветных фотографий было поразительно высоким. После Октябрьской революции Прокудин-Горский эмигрировал в Европу и направил свои усилия на создания нового материала – цветной кинопленки.

После смерти Прокудина-Горского более 2 тысяч негативов было продано Библиотеке Конгресса США. Судьба части работ фотографа до сих пор остается неизвестной. Вплоть до конца ХХ века все сохранившиеся фотопластинки не были востребованы, и только после появления современных компьютерных технологий появилась возможность обработки негативов Прокудина-Горского. В 1991 году была составлена компьютерная база фотографий, которая до сих пор периодически дополняется. Воспроизведение изображений и их реставрация осуществляется силами многочисленных специалистов из разных стран мира. В 2000 году американские специалисты отсканировали около 1900 негативов с разрешением 1000 точек на дюйм. Отсканированные негативы были отреставрированы и преобразованы в высококачественные позитивы современными цифровыми методами. Современные компьютерные технологии позволяют воспроизводить изображения с высокой точностью без потери качества.

Восстановление поврежденных снимков Прокудина-Горского – работа не сложная, но очень кропотливая, поскольку корректировка каждого элемента производится вручную. Работая с каждой фотографией, реставратор должен удалить все дефекты, но при этом сохранить все оригинальные фрагменты изображения. В американской базе для каждого негатива создано несколько цифровых файлов – фотопластинка целиком, черно-белый кадр фотопластинки и цветное изображение до корректировки. Размер файла с отреставрированной фотографией достигает 25 мегабайт. Для широкого доступа открыты уменьшенные копии изображений. Также в американском архиве есть файлы со сканами бумажных вариантов снимков. После появления снимков в свободном доступе российские ценители фотоискусства создали Народный проект, главной целью которого было восстановление коллекции Прокудина-Горского. Силами российских активистов было отреставрировано около четырехсот фотографий.

Теперь любой желающий может оценить результаты трудов фотографа, полюбоваться уникальными цветными снимками Российской Империи и даже собственноручно внести свой вклад в историю, приняв непосредственное участие в восстановлении уникальных снимков Прокудина-Горского.

Источник: http://lostlab.ru, http://ru.wikipedia.org

© Автор: Вячеслав Багацкий, www.photogeek.ru
+1.02
Оцените пост
Вячеслав Багацкий
@Vitamin

Комментарии

Ваш комментарий